Николай Алексеевич Некрасов. Какие новые темы зазвучали в творчестве по­эта?

Николай Алексеевич Некрасов. Какие новые темы зазвучали в творчестве по­эта?

Ф. М. Достоевский отмечал, что «в поэзии Не­красов заключил собою ряд тех поэтов, которые приходили со своим «новым словом». В этом смыс­ле он должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым».

В чем, на ваш взгляд, заключа­лось «новое слово» Некрасова?

Новое слово было сказано Некрасовым в поэзии, прежде всего, благодаря обра­щению к новым для лирики темам и про­блемам, выдвинутым самой жизнью рус­ского общества 40-70-х годов XIX века, введению

в поэзию новых эстетических принципов, углублению реализма, укреп­лению связи с фольклором, широкому ис­пользованию народной речи в его произ­ведениях, своеобразному использованию стихотворных размеров, способствующе­му сближению поэтической и народной речи. Новое слово сказано Некрасовым и в развитии традиционных лирических жан­ров, например элегии. Стихотворением

1874 года «Пускай нам говорит изменчи­вая мода…» поэт утвердил новую разно­видность элегии — гражданскую. Новым содержанием, новыми мыслями и чувст­вами наполнились и ставшие для литера­туры традиционными поэтические жанры и традиционные

темы, как-то тема поэта и поэзии.

Какие новые темы зазвучали в творчестве по­эта?

Положение русского крестьянства в до­реформенной и пореформенной России, жизнь городской бедноты, сокровенные чувства людей обездоленных, положение женщины в крестьянской семье, ее мечты и повседневная суровая жизнь, тяготы ма­теринской доли русской крестьянки. В по­эзии Некрасова впервые разрабатывается образ народного заступника, отражавший появление в обществе демократов-разночинцев.

Прочитайте стихотворения «Вчерашний день часу в шестом…», «Замолкни, Муза мести и печа­ли!..». Какой образ Музы возникает в лирике Некра­сова?

Образ Музы, созданный Некрасовым, — это тоже новое слово в русской поэзии. Обычно поэты, в том числе и Пушкин, ви­дели музу своей поэзии либо в образе од­ной из девяти муз, дочерей Зевса и Мнемозины, которым покровительствовал Апол­лон, либо создавали свой образ, не менее изящный, воздушный, красивый, прино­сящий поэту вдохновение. На фоне такой музы, изображенной в античном облике, нарисован портрет Пушкина художником-романтиком Орестом Кипренским.

В противоположность изящной музе Не­красов создает образ музы в виде страдаю­щей русской крестьянки. В стихотворе­нии «Вчерашний день часу в шестом…» поэт как бы наставляет свою музу, указывая на избитую кнутом крестьянку: «Гляди! Сестра твоя родная». Муза Некрасова — не только страдалица за тяжелое положение народа, но она и суровая муза, «муза мести и пе­чали», вдохновляющая поэта на создание суровой гражданской лирики в защиту страдающего обездоленного народа.

Тра­диционно в лирике муза вдохновляет поэ­та на воспевание любви. Некрасовская муза тоже утверждает любовь к тем, кого она защищает, но утверждает через нена­висть и проклятия, обращенные к носите­лям социального зла.

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Какой теме посвящено стихотворение «Тройка»? С каким чувством поэт рассказывает о судьбе женщины?

Стихотворение посвящено изображе­нию доли русской женщины из простого народа. Примечательно то, что по тексту трудно определить, к какому сословию принадлежит «чернобровая дикарка». Она может быть, судя по тому, какую судьбу ей предсказывает поэт, крестьян­кой, работницей или дочерью рабочих, из семьи городских ремесленников и т. д., но только не из обеспеченных слоев общест­ва. Она хороша собой, черноволоса, ру­мяна, смугла, словом, привлекательна; на нее, «подбоченясь красиво, Заглядел­ся проезжий корнет». Она чувствительна, и, в свою очередь, способна вдохновить на любовь и молодого, и старого.

Таким об­разом, перед нами портрет типичной для некрасовской поэзии русской женщины, который он создает с чувством нежного любования. Но именно из-за уродливых социальных отношений счастливая судь­ба ей не суждена. Вот ее типичная доля, которая достается многим женщинам, об­разы которых запечатлены в лирике поэ­та. Она как бы четко сформулирована, за­программирована:

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.

От работы и черной и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть.

Однако самое страшное, что предвидит поэт в судьбе этой яркой, красивой жен­щины, — не только физическое, но и ду­ховное умирание: в живом лице появится «выраженье тупого терпенья и бессмыс­ленный вечный испуг». Некрасов скор­бит, что ее уделом станет «бесполезно угасшая сила и ничем не согретая грудь».

Почему стихотворение названо «Трой­ка»?

На тройке лихо мчится проезжий корнет, на которого загляделась прекрас­ная девушка. Тройка здесь символ несбы­точной мечты, тем более что и тройка, и корнет из другого, недоступного ей ми­ра. Об этом говорит и завершающая стро­ка стихотворения «…и к другой \ Мчится вихрем корнет молодой…».

Сочувствуя будущей судьбе «чернобро­вой дикарки», поэт, используя прием об­рамляющей композиции, в двух первых и двух последних строфах стихотворения закли­нает ее не мечтать понапрасну: «Что ты жадно глядишь на дорогу…», «и зачем ты бежишь торопливо…», «Не гляди же с то­ской на дорогу…», «И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши!», «Не нагнать тебе бешеной тройки…». В перечитываемых нами строках мы по­нимаем, что автор очень сильно пережи­вает о судьбе героини. Его сквозной мо­тив — не стоит мечтать о несбыточном, тем труднее расставаться будет с ним.

Диалог с героиней воспринимается нами как серьезное обвинение обществу, осно­ванному на социальной несправедливости.

Почему стихотворение «Тройка» называется «песней-романсом»?

Благодаря своей мелодичности и повы­шенной эмоциональности «Тройка» была положена на музыку и стала песней-ро­мансом. В ней есть все черты, свойствен­ные романсу, — передача внутренних переживаний, драматизм, даже трагич­ность, несбывшиеся любовные мечтания, любование красотой. И вместе с тем при­сутствует характерная для народной пес­ни эпичность повествования, сюжетность.

Какие новые герои введены в литературу Не­красовым?

О них уже было частично сказано в от­вете на второй вопрос.

Добавим: «деревенские русские люди» , строители железой дороги, отрицатель­ные персонажи — барин, вельможа, управляющий.

К. Чуковский писал: «Природа никогда не существовала для Некрасова сама по себе, безотно­сительно к человеческим скорбям или радостям. …Пейзаж, как всегда у Некрасова, дан в сочетании с людьми». Покажите это на примере стихотворений Некрасова.

Эта особенность некрасовской поэзии ярко проявилась в стихотворении «Роди­на», посвященном детским годам жиз­ни поэта в родном имении, где он и его близкие многое перетерпели от тирана-отца.

Так, воспоминания о матери связыва­ются с темным садом, аллеей дальней, и совершенно невероятно для стихов-воспоминаний, в которых ав­тор радуется увиденному близкому по дет­ским годам пейзажу, у Некрасова мы на­ходим чувство отрады, что уничтожены те картины, которые связаны с горестными воспоминаниями, когда он научился «тер­петь и ненавидеть».

И с отвращением кругом кидая взор,

С отрадой вижу я, что срублен темный бор —

В томящий летний зной защита и

Прохлада, —

И нива выжжена, и праздно дремлет стадо…

И набок валится пустой и мрачный дом…

«После Пушкина и Лермонтова, — отмечал Бунин, — Некрасов не пошел за ними, а создал соб­ственную поэзию, свои ритмы, свои созвучия, свой тон…» Подтвердите это высказывание примерами из текстов стихотворений.

Все предшествующие рассуждения о поэзии Некрасова подтверждают верность слов Бунина. Каждый процитирует строки из полюбившихся ему стихотворе­ний Некрасова.

Праздник жизни, молодости годы Я убил под тяжестью труда.

И поэтом, баловнем свободы,

Другом лени не был никогда.

Таких строк мы не найдем ни у Пушки­на, ни у Лермонтова. Или:

И только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он, ненавидя.




Николай Алексеевич Некрасов. Какие новые темы зазвучали в творчестве по­эта?