Николай Клюев и его творчество Краткая биография
Николай Клюев и его творчество
Краткая биография Николая Клюева Николай Алексеевич Клюев родился 10 октября 1884 года в деревне Коштуге Коштугской волости Вытегорского уезда Олонецкой губернии. В разное время в автобиографических заметках, письмах, устных рассказах поэт любил подчеркивать, что в роду его было немало людей недюжинных, даровитых, артистических от природы. Прасковья Дмитриевна — мать поэта — была родом из Заонежья, из семьи старообрядцев. Его мать знала очень множество народных песен, духовных стихов. В 1897 году заканчивает
Как свидетельствуют современники, он побывал в Иране, Китае и Индии. Клюев приобщается к огромному кладезю знаний, в том числе магических, ему приписывали гипнотическую силу. Поэт был универсальной личностью: умел играть на нескольких музыкальных инструментах, прекрасно пел, обладал недюжинными актерскими способностями. В августе 1936 года поэта отправляют в ссылку. Начинающий поэт активно сотрудничал с революционными организациями и в 1905 году Клюев был привлечен Московским жандармским управлением к дознанию по делу о распространении
Начало 1906 года. Поэта арестовывают за агитационную деятельность в Вытерге и окрестных селах. Сидел сначала в Вытергской, а затем в Петроградской тюрьме.
Долгие годы жила легенда о смерти поэта на станции Тайга от сердечного приступа и пропаже его чемодана с рукописями. В действительности же Николай Клюев был расстрелян в Томске 23-25 октября 1937 года.
Поэтическое течение предреволюционного десятилетия В предреволюционное десятилетие в литературу входит новое поколение поэтов из крестьянской среды. Выходят книги стихов С. Клычкова, сборники Н. Клюева, начинают печататься А. Ширяевец и П. Орешин. В 1916 г. выходит сборник стихов Сергея Есенина «Радуница» . Эти поэты были встречены критикой как посланцы в литературу новой русской деревни, выразители ее поэтического самосознания.
Большое влияние на крестьянскую поэзию 1910-х годов оказали сложившиеся в литературе и очень различные традиции изображения деревни, русской национальной жизни. Отношение крестьянских поэтов к национальным истокам народной жизни было сложным, противоречивым, во многом обусловленным сложными обстоятельствами русской социальной жизни и идейной борьбы предреволюционного десятилетия.
Следует иметь в виду, что в годы реакции и войны официальная печать, буржуазно-либеральная пресса выступила под знаменем «народности» , активного национализма. Эти настроения нашли свое отражение в буржуазном искусстве тех лет — поэзии, живописи, архитектуре. В среде либеральной художественной интеллигенции обострился интерес к «исконным» началам русской национальной жизни, ее «народной стихии» . В декадентских литературно-художественных кружках и салонах обсуждались вопросы о национальных судьбах России.
В этих кругах особое внимание привлекала сектантская литература и поэзия, древняя славянская и русская мифология.
Особенности поэзии Николая Клюева В этих условиях первые публикации стихов Н. Клюева и появление поэта в литературных кружках и собраниях сразу же вызвали сочувственные отклики буржуазно-либеральной и декадентской критики, которая усмотрела в его творчестве выражение стихийно-религиозных начал народного сознания, глубин национального духа.
В поэзии Клюева, как вообще в ново-крестьянской поэзии, отразились объективные противоречия крестьянского миропонимания, о которых писал, анализируя противоречия творчества Льва Толстого, В. И. Ленин. Ленин указывал на наивность крестьянской массы, ее патриархальные настроения непротивления, желание уйти от мира, «бессильные проклятья по адресу капитализма» . Такие настроения были свойственны и творчеству Клюева, объективно отразившего эти черты крестьянского сознания. Религиозные мотивы поэзии Клюева и других ново-крестьянских поэтов тоже имели объективное основание в особенностях крестьянского патриархального понимания мира, одной из черт которого, как указывал В. И. Ленин в той же статье о Л. Н. Толстом, был мистицизм.
Но для Клюева, в отличие от других поэтов течения, была характерна и наигранная подчеркнутость «народности» поэтических произведений, рассчитанная на запросы тех литературных кругов, в которых Клюев оказался, попав в Петербург.
В 1912 г. поэт выпустил книгу стихов «Сосен перезвон» . Это были стихи о Руси, о русском народе, благостном и кротком. Русская деревня в стихах Клюева рисовалась благодатным «избяным раем» . Думы крестьян в его стихах — о нездешнем и неземном, в «перезвоне» сосен им слышатся перезвоны церковных колоколов, зовущие в «жилище ангелов» .
Мотивы народного гнева и горя, прозвучавшие в ранних стихах Клюева в 1905-1906 гг. , исполненных демократических настроений, сменяются мотивами, заимствованными из религиозной старообрядческой книжности, духовных стихов. Клюев резко противопоставляет современному «миру железа» патриархальную деревенскую «глухомань» , идеализирует вымышленную старую благостную, сытую деревню, ее «избяной» быт с расписными ендовами, бахромчатами платами селян, лаковыми праздничными санями. Для него «изба — святилище земли с запечной тайною и раем» .
Стихи второй книги Клюева «Братские песни» построены на мотивах и образах, взятых из сектантских духовных песнопений. Это песни, сочиненные для «братьев по духу» .
В бытописи Клюева нет примет реальной жизни новой деревни, разбуженной революцией 1905 г., общественных помыслов и дум русского послереволюционного крестьянства. Описания деревенского быта, народных обрядов, обычаев, мифологические мотивы, часто развернутые в тему целого стихотворения — все существует в его поэзии вне современности. Защита национальных начал народной жизни от наступающей на Россию бездушной «железной» городской культуры оборачивается у Клюева защитой «дремучих» вековых устоев, древнего религиозного миропонимания, в конечном счете — неприятием социального прогресса:…
Чует древесная сила, Провидя судьбу наперед, Что скоро железная жила Ей хвойную ризу прошьет. Зовут эту жилу чугункой, — С ней лихо и гибель во мгле…
Или:… Заломила черемуха руки, К норке путает след горностай… Сын железа и каменной скуки Попирает берестяный рай.
По стилю, образности стихи Клюева этого периода близки духовным песням. Недаром Есенин назовет Клюева «ладожским дьячком» .
В историю русской поэзии начала века Клюев вошел, однако, прежде всего как поэт русской природы. Эти стихи сам Клюев выделял в особые циклы, подчеркивая их связь с традицией народной поэзии. . Цикл «Лесные были» открывается характерным в этом смысле стихотворением: Пашни буры, межи зелены, Спит за елями закат, Камней мшистые расщелины Влагу вешнюю таят. Хороша лесная родина: Глушь да поймища кругом!..
Прослезилася смородина Травный слушая псалом…
В этих стихах Клюев виртуозно использует образы, приемы фольклорного творчества, богатство и многоцветно русского народного языка. Но примечательно, что в устном народном творчестве наиболее близкими ему оказываются самые древние традиции — народных поверий, обрядовой поэзии. В cтиxax Клюева, опиравшихся на традиционную народную поэтику, всегда, однако, ощущался привкус нарочитости, стилизации.
Часто поэт терял чувство меры, нагнетая «народные» элементы, диалектизмы. Кроме того, «социальные, трудовые и нравственные стороны жизни современной деревни Клюеву словно бы неизвестны. Многовековый патриархальный уклад» нашедший эстетическое выражение в народной поэзии, разрушался, сам Клюев был «продуктом» этого распада, а в поэзии его картинно пела, любила и страдала древняя Русь, поэтизировались языческие поверья» .
Национальный колорит поэзии Клюева, богатство народных художественных элементов, рассыпанных в его стихах, привлекли внимание Есенина, который одно время принял позицию Клюева за подлинно народную.
Николай Клюев и его творчество Краткая биография