Нил Гейман и книжка «Коралина»

Нил Гейман — известный любитель смешивать литературные коктейли из всем знакомых ингредиентов, да так, чтобы получившийся отвар обладал собственным неповторимым вкусом. Именно это — замечательный конечный результат — отличает английского писателя от орды других постмодернистов, которые превращают свои произведения в игры типа «угадай, откуда». За что бы ни взялось умелое перо автора — будь то лавкрафтовские мотивы, романтика джунглей от Киплинга, староанглийские готические притчи или библейские мифы — в рассказах и повестях

всегда угадывается фирменный, суховатый по форме, но насыщенный по содержанию стиль Геймана. И книжка «Коралина», собравшая в свое время целую россыпь западных наград по литературной фантастике, не является исключением.

Согласно легенде, Гейман придумал сюжет «Коралины», импровизируя сказку на ночь для своей маленькой дочери. История умалчивает, как восприняла отцовское творчество девочка и удалось ли ей сомкнуть той ночью глаза вообще после ТАКОЙ сказочки. В сказке речь идет о девочке по имени Коралина, которая вместе с семьей переезжает в большой старый дом за городом.

Настоящий рай для одинокого

любопытного ребенка, чьи родители вечно заняты важными делами! Коралина немедленно занимается исследованием просторов дома и прилегающих земель, знакомится с чудаковатыми, но весьма милыми соседями — старушками, которые в прошлом были знаменитыми актрисами, и забавным циркачом, занимающимся дрессированием мышей. Ах да, еще она встречает черного кота, который расхаживает возле дома с определенно важным видом.

Казалось бы, дом оказался обычным деревянным строением без каких-либо скелетов в шкафу, где уж тут почва для приключений?

Но нет — любознательный взгляд девочки цепляется за одну странную дверь, которая ведет прямо в глухую кирпичную стену. И проходит не так уж много времени, прежде чем Коралине удается все-таки пройти сквозь этот проход и попасть на оборотную сторону дома — туда, где хозяйствуют «другая мама» и «другой папа», принимающие героиню с удивительным радушием и добротой. Вот только вместо глаз к их лицам пришиты черные блестящие пуговицы…

Храбрая и смышленая маленькая девочка в роли главной героини, проходы-туннели в иные миры, «безумные чаепития» с обитателями «другого дома» — за всеми этими атрибутами повествования без труда угадываются аллюзии к «Алисе в Стране чудес» Кэрролла. Но, как я уж говорил выше, произведение Геймана и само по себе вполне оригинально. Сказка вышла страшноватой и отчетливо тревожной, но безумно увлекательной, завораживающей с первых же строк.

Градус таинственности и напряжения не спадает до самого конца книги. По объему, кстати, «Коралина» вполне компактна — искушенный читатель легко преодолеет книжку за пару-тройку часов. И эти часы наверняка будут весьма приятными.

Книга взывает к той неумирающей детской части нашего разума, которая по-прежнему жаждет чудес, ищет приключений и боится страшных и коварных чудищ, которые мечтают утащить нас в свой логово. И этот призыв попадает точно в яблочко. Отдельные критики ругают «Коралину» за типичную для Геймана картонность и схематичность персонажей и недостаточно глубоко проработанную сюжетную канву, но эти недостатки отходят на задний план, когда погружаешься в этот жутковатый мир старого английского дома, который вобрал в себя все лучшее из историй нашего детства.




Нил Гейман и книжка «Коралина»