Ночь

Багровый и белый отброшен и скомкан,

В зеленый бросали горстями дукаты,

А черным ладоням сбежавшихся окон

Раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно

Увидеть на зданиях синие тоги.

И раньше бегущим, как желтые раны,

Огни обручали браслетами ноги.

Толпа — пестрошерстая быстрая кошка —

Плыла, изгибаясь, дверями влекома;

Каждый хотел протащить хоть немножко

Громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,

В глаза им улыбку протиснул, пугая

Ударами в

жесть, хохотали арапы,

Над лбом расцветивши крыло попугая.

Ранний Маяковский — это поэт города. Пейзаж в его стихах — это почти всегда городской пейзаж. Но «адище города» и «крохотные… адки» — лишь частные образы общего неблагополучного, катастрофичного мира, открывающегося поэту.

Город Маяковского явился из мертвого хаоса, он отторгает и уничтожает человека.

Тема города стала центральной и в стихотворении «Ночь». С первых его строк чувствуется, что их создавал не только поэт, владеющий поэтическим языком, но и живописец, владеющий кистью и колоритом:

Багровый и белый отброшен

и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно увидеть на зданиях синие тоги…

Зрительные впечатления наблюдательного живописца лежат в основе построчных цветовых образов. Охваченные взглядом окна и двери, бульвары и площади, здания и плывущая людская толпа — все расцвечено неожиданными, но «говорящими» красками, создающими картину переменчивой ночной жизни большого города. Краски, предметы здесь — все в действии, движении, изменении. Они либо только что изменили цвет, либо находятся в процессе изменения, либо оказываются объектом чьей-то воли. Город прочувствован автором в своем механическом, пестром и бездуховном существовании.

И это становится источником меланхолического, печального жизнеощущения лирического героя.

В стихотворении практически нет словесных новаций и экспериментов, нет и какой-либо необычной, бросающейся в глаза рифмовки. Но здесь уже есть то, что станет определяющим в поэтике Маяковского: зримая конкретность, красочность и динамичность образов, метафорическая насыщенность, объемность и многозначность метафор, фактурная плотность, крепость, «сбитость» стиха.




Ночь