Новаторство драматурга Генрика Ибсена, художественные особенности его произведения «Кукольный дом»

Цель: повторить и обобщить изученное, помочь ученикам осознать новаторские черты в творчестве драматурга, художественные особенности пьесы; развивать аналитическое, образное мышление, умение высказывать свои мысли и толерантно их отстаивать, приводя цитаты и примеры из текста; воспитывать уважение к человеческому достоинству, стремлению к самосовершенствованию.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: систематизация и обобщения изученного.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности

учеников.

Учитель. «Мужчина и женщина, словно царь и царица, увенчаны каждый своей короной. И он, и она правят своим миром посреди рода человеческого. У каждого из них — свои особые права. Мужчина — это внешняя сторону мира, а женщина — внутренняя, скрытая; мужчина завоевывает и подчиняет, а женщина как неисчерпаемый подземный источник, который дает силу дереву жизни», — говорил мудрец Елиягу Ки. Мы можем с этим соглашаться или не соглашаться, но все, наверное, признают ту истину, что мужчина и женщина — равноправные представители рода человеческого, которые не могут обойтись друг без друга.

Поэтому

несправедливо, когда кто-то кого-то считает существом низшего сорта, ранга. Это доказала Ибсеневская героиня Нора, которая, не считаясь с традициями и существующей моралью, резко выступила против унижения ее личности. «Кукольный дом» ей не подошел. Об этом и многом другом — поговорим сегодня на уроке.

II. Объявление темы и цели урока

III. Повторение, систематизация и обобщение изученного.

1. Сообщение учителя о прототипе Норы.

— У образа Норы есть целиком реальный прототип. Это датско-норвежская писательница Лаура Килер. Под влиянием Ибсеневской пьесы «Бранд» 19-летняя девушка написала книжку «Дочери Бранда», которая вышла в 1869 году под псевдонимом. Ибсен познакомился с Лаурой и посоветовал ей заняться литературой; между ними завязалась дружба.

Лаура вступила в брак по любви, но ее неуравновешенный муж болезненно воспринимал недостаток денег. Жена старалась защитить его от материальных проблем и, когда он заболел, обратилась за помощью к своему богатому отцу, однако тот отказал дочери. Тогда она, тайно от всех, заняла деньги в одном из норвежских банков, а поручился за нее влиятельный друг. Когда не стало и этих денег, Лаура одолжила снова, но не смогла возвратить долг своевременно. В отчаянии женщина хотела выдать фальшивый вексель, и своевременно опомнилась.

Со временем обо всем узнал муж, который сначала сочувствовал Лауре, а потом под влиянием родственников, друзей и знакомых резко изменил отношение к жене и начал требовать развода. Детей у нее отобрали, а ее объявили психически больной. .

Нора и Лаура имеют много общего, но есть и важная разница: Нора сама уходит из дома, сама противопоставляет себя обществу — это ее сознательное решение.

2. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм».

Какие повороты сюжета возможны?

3. Творческая работа. Разработка новых сюжетных линий пьесы «Кукольный дом»

4. Решение проблемных вопросов и задач.

В чем заключается символичность названия пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом»?

Расшифруйте цепочку «дочь » кукла-женщина » человек-борец».

Докажите, что «Кукольный дом» — социально-психологическая драма.

Определите черты «новой драмы».

5. Слово учителя.

— Взнос Г. Ибсена в развитие театра чрезвычайно весомый и разнообразный, итак не удивительно, что под его влиянием находились как представители социально-критического театра, так и драматурги-символисты. Возник даже термин «Ибсенизм».

Тем не менее, Ибсен стал новатором не только в драматургии. Он был смелым мыслителем, который не боялся переоценивать общепризнанные идеалы. Н. Бердяев, известный русский философ, подчеркивал радикализм и максимализм его сомнений: «Ибсен с гениальной остротой ощутил и поставил проблему личной судьбы и проблему конфликта творчества и жизни».

Целиком закономерно, что имя Ибсена всегда упоминают рядом с другими властителями мыслей и нарушителями покоя того времени.

IV. Домашняя задача.

Подготовиться к беседе по внеклассному чтению; подготовить сообщение о сценической истории пьесы; прочитать пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад».

V. Итоги урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Закончите предложение:

— Я понял…

— Семейное счастье в семье Хельмеров, по моему мнению, не сложилось потому, что…

— Новаторство Ибсена заключается в том…


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Новаторство драматурга Генрика Ибсена, художественные особенности его произведения «Кукольный дом»