Новая эпоха литературы в Испании
Новая эпоха началась в Испании не по календарю, — о ней возвестил грохот орудий. Испано-американская война 1898 г., по определению В. И. Ленина, «крупнейшая веха империализма, как периода»‘, для Испании означала окончательный крах ее как колониальной державы; по парижскому мирному договору Испания лишилась своих последних заокеанских колоний. Эта война обнаружила глубочайший кризис правящих классов страны, всей складывавшейся веками системы их господства.
Однако было в этих событиях нечто и более значительное, что затронуло широчайшие
Монархия, отмеченная каиновой печатью вырождения; государственный аппарат, разъедаемый коррупцией и всеобщей продажностью; буржуазные политические партии, уже давно подменившие борьбу принципов мелкой драчкой за теплые местечки; дворянство, кичливое и праздное;
Под «Поколением 1898 года» имеется в виду широкое идейное и культурное движение в среде испанской интеллигенции, возникшее в результате осознания глубокого кризиса испанского буржуазно-помещичьего государства на рубеже веков. Поэтому к числу представителей этого течения относят деятелей литературы и искусства, историков, ученых, Рамиро Маэсту, Хасинто Бенавенте, Мигель де Унамуно, Рамон дель Валье-Инклан. Позднее к ним присоединились поэты Антонио Мачадо, Хуан Рамон Хименес, философ и теоретик искусства Хосе Ортега-и-Гас-сет и другие.
Они никогда не составляли единой, сплоченной группы, хотя в первом десятилетии XX в. иногда и демонстрировали относительную общность позиций, например в чествовании памяти Мариано Хосе де Ларры. С самого начала в их общественных идеалах и философских воззрениях, представлениях об искусстве и творческих устремлениях было немало существенных различии. С годами эти различия лишь углублялись.
И тем не менее, по крайней мере на первом этапе их деятельности, примерно до конца первого десятилетия XX в., для них были характерны и некоторые общие черты. Так, все писатели «Поколения» начинают с неприятия и резкого отрицания современной им Испании. Никаких утешительных иллюзий и лицемерных недомолвок; зло проникло во все поры жизни, его надо бичевать, подвергать уничтожающей критике.
Конечно, это страстное неприятие официальной Испании, обличение ее пороков у большинства писателей «Поколения» было лишь оборотной стороной их любви к родине. В центре мучительных раздумий «Поколения» всегда стояла Испания, ее прошлое, настоящее и будущее. Только человек, буквально одержимый любовью к родине, мог воскликнуть подобно Унамуно: «У меня болит Испания» . Подобная любовь заставляла писателей вдумываться в прошлое, анализировать факты истории, чтобы понять истоки, обнаружить ранние симптомы болезни, которая поразила все части общественного организма страны. Патриотическое чувство не ослепляло их, а обостряло зрение. «Мы отбрасывали… все, что было связано с одряхлевшей Испанией.
И мы стремились к глубокому и любовному контакту с другой Испанией, вечной и стихийной… Мы с упоением читали стихи старых поэтов: Берсео, Хуана Руиса, Манрике…» — вспоминал Асо-рин.
Уже здесь, в этих словах, возникает тема двух Испании. Но Асорин противопоставляет «вечную» Испанию великих образцов культуры «Испании одряхлевшей», славное прошлое — безрадостному настоящему. А Унамуно в своей теории «интраистории», Антонио Мачадо в стихах из книги «Поля Кастилии» приходят к выводу о том, что и в истории и сейчас противоборствуют Испания правящих классов — эгоистическая, агрессивная и бесплодная, и Испания народа — мужественная, стойкая и духовно щедрая.
Заслугой «Поколения» было не только открытие многих драгоценных страниц в истории испанской культуры, но и признание духовного богатства народа, в частности его поэтического творчества.
Одним из проявлений патриотического чувства «Поколения 1898 года» был подлинный «культ Кастилии». Это тем более примечательно, что многие деятели «Поколения» не были кастильцами по рождению: Унамуно и Бароха были баски, Валье-Инклан — галисиец, Мачадо — андалузец, Асорин — левантиец. Судьбы родного края не были безразличны ни одному из них, но, даже обращаясь к любовному воспроизведению природы и быта своей «малой родины», они были весьма далеки от регионализма.
С этим связан и отказ Валье-Инклана, Барохи и Унамуно от родного языка в своем творчестве. Они были твердо убеждены, что свою задачу как писателей — будить совесть испанцев — смогут в полной мере осуществить только с помощью испано-кастильского языка. И это поняли многие их современники. «Вы, люди нового поколения, благодаря серьезности и искренности своих усилий вновь открыли внутренний дух кастильского искусства в новом понимании его языка, понимании его строгости, сдержанности…» — писал каталонский поэт Джоан Марагал Асо-рину в 1901 г.
Новое понимание языка писателями «Поколения», пожалуй, нигде не обнаруживалось так ярко, как в их произведениях, посвященных пейзажу Кастилии. Именно потому, что язык стал для писателей средством проникновения в сокровенную суть, самую душу испанского народа, «пейзаж в книгах Унамуно, Асорина, Мачадо не просто эмоционален — пейзаж идеологичен», — справедливо отмечает русская исследовательница И. А. Тертерян, поясняя далее смысл этого процесса: «…история опрокидывается на природу, мысль писателя об истории, о национальном складе характера пронизывает пейзаж, претворяет его в особый одухотворенный мир».
История в творчестве писателей «Поколения» опрокидывалась не только на природу, — она присутствует всегда. «Поколение 1898 года» было буквально одержимо чувством истории. Оно рождалось из боли, которую вызвало в их сердцах настоящее Испании, и порождало постоянную озабоченность ее будущим. Предшественники «Поколения» указали на два возможных пути обновления отчизны. Одни — это были краузисты Франсиско Хинер де лос Риос и его единомышленники — видели спасение Испании в том, чтобы, выражаясь фигурально, «снести Пиренеи», «европеизировать Испанию», приобщить ее к «благам» буржуазной цивилизации.
Ко уже Анхель Ганивет, предтеча и один из самых ранних выразителей настроений «Поколения», в своем труде «Испанекая идеология» обращал внимание на оборотную сторону медали — торжество буржуазной пошлости и корысти и, не отрицая необходимости научного и экономического прогресса, призывал «запереть границы Испании на тройной замок», ибо только возврат к исконным традициям, возрождение «жизненной силы нации» способны обеспечить восстановление былого величия родины.
Новая эпоха литературы в Испании