Новелла Фаталист. Герой нашего времени

Фаталист.- Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова П. А. Висковатова, «Фаталист» «списан с происшествия, бывшего в станице Червленпой с Хастатовым», дядей Лермонтова: «По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым».

Историк и собиратель лермонтовских рукописей В. X. Хохряков указывал на рассказ друга Лермонтова С. А. Раевского о том, что в «Фаталисте» запечатлено подлинное происшествие, участниками

которого были сам Лермонтов и его приятель А. А. Столыпин. Было высказано и предположение о том, что тему новеллы Лермонтов отыскал в мемуарах Байрона, содержащих рассказ об удивительном случае, происшедшем с школьным приятелем автора воспоминаний: «…взяв пистолет и не справляясь, был ли он заряжен, он приставил его себе ко лбу и спустил курок, предоставив случаю решить, последует выстрел или нет».

Вопрос о «случае», «судьбе», «предопределении», входивший в круг философских проблем, особенно интересовавших современников Лермонтова, и положен в основу «Фаталиста». Сюжет новеллы, трижды

подтверждает реальность предопределения. Имеете с тем фатализм не исключал для Лермонтова активного вмешательства в жизнь, но, напротив, он предполагал свободу действий, решительное вторжение в заранее определенный ход событий.

Наружность поручика Вулича…- Фамилия этого героя в рукописи «Фаталиста» читается «Вуич»; первоначально Лермонтов использовал без изменений фамилию своего знакомого Ивана Васильевича Вуича, поручика лейб гвардии Коппого полка.

Кавказец.- Очерк написан, по-видимому, в 1841 г. Существует его копия с пометой переписчика: «Список с статьи собственноручной покойного М. Лермонтова, предназначенный им для папечатания в «Наших» и не пропущенный цензурою». «Наши» — альманах петербургского литератора А. П. Башуцкого «Наши, списанные с натуры русскими» , задуманный по образцу французского сборника «Les franais peints par eux memess. Как сообщали в 1841 г. «Отечественные записки», «самое па-звание показывает уже, что вся книга будет состоять ил статей оригинальных русских, ибо предметом их будут русские правы, русские физиономии, русские характеры.- К изданию уже приступ лено: заказаны рисунки, и вся первая часть книги просмотрена цен-зурою». Далее были перечислены имена участников издания:

A. П. Башуцкий, Е. П. Гребенка, М. А. Корф, М. Ю. Лермонтов,

B. Ф. Одоевский, И. И. Панаев, В. А. Соллогуб и т. д.

По сохранившейся копии «Кавказец» был опубликован только в 1928 г.

В очерке Лермонтова изображен кавказский армейский офицер, каких часто можно было встретить в Дагестане И Чечне. Его возможный прототип — Павел Петрович Шан-Гирей, родственник Лермонтова, штабс-капитан в отставке; служил на Кавказе при А. П. Ермолове.

Герой очерка «Кавказец» в литературном отношении — это дальнейшее развитие образа Максима Максимыча из «Героя нашего времени». Ср. в «Герое нашего времени» : «Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч человек, достойный уважения?..» .

…кинжал — старый базалай…- Кумыкский мастер База-лай изготовлял клинки, отличавшиеся удивительной прочностью; эти клинки так и назывались — «базалай».

…лошадь — чистый шаллох…- Шаллох — один из знаменитых у горцев Западного Кавказа конских заводов.

…и весь костюм черкесский…- Черкесский костюм, по воспоминаниям современников, был у русских в большой моде и даже служил образцом для служебных мундиров линейного казачьего войска.

…бурка, прославленная Пушкиным, Марлинским и портретом Ермолова…- Бурка стала популярной после появления пушкинского «Кавказского пленника» и кавказских повестей А. А. Бестужева — «Аммалат-бек» и «Мулла-Hyp» . Носил бурку и Лермонтов, в этом костюме он изобразил себя на известном акварельном автопортрете; образцом ему, возможно, послужил знаменитый портрет А. П. Ермолова в бурке, выполненный английским живописцем Джорджем Доу.

…достать настоящую андийскую бурку…- Бурки, изготовленные в округе Анд», славились далеко за пределами Дагестана.




Новелла Фаталист. Герой нашего времени