Новелла Г. Косынки «Мать»: психологизм художественной детали
Григорий Косынка — выдающийся новеллист 20-х годов. Его новеллистические дебюты в 1920-1922 гг. привлекали внимание как писателей, так и литературоведов. Основоположник этого жанра В. Стефаник назовет его своим сыном.
Соответственно миропониманию и мироощущению, Косынка не стал послушным иллюстратором выдуманных властью и критикой побед революционных идей в послеоктябрьской Украине.
Он реально воссоздавал события, относился к правящей идеологии с позиций народной истории и каждую идею «выводил» из души конкретной личности. Идя
Как следствие, через ощущения и мысли отдельного человека рельефнее в новеллах Г. Косынки проявлялась судьба народа и края, точнее изображался путь человечества к истине. Новелла «Мать» в этом плане уникальна и неповторима. В центре внимания новеллиста — одна семья. События,
В семье бедного крестьянина умирает мать. Надежд на ее спасение мало. Однако сын Андрей, как и другие члены семьи, не хотят мириться с тем, что дом посетит смерть. Поэтому и решается привезти врача из Зеленозмеевки, хотя надежды на спасение мало.
И вдобавок вокруг идут бои. Перед отъездом Андрей просит у матери прощения: Простите меня, мама… Весь сюжет новеллы построен в основном на действиях, раздумьях, определенных поступках юноши. И лаконично реальные картины той ночи, будто цветок в венок, вплетаются внутренние монологи, которые переполняют душу и сердце.
Андрей понимает свою обязанность перед мамочкой. Не смотря ни на что, верит, что успеет привезти врача. В лоне ночи — военные стычки: стреляют поляки, немцы, большевики.
Много смертей, но то чужие люди, которых юноша воспринимает как врагов матери. У него появляется мысль убить кого-то потому, что это мешает спасти мать. В центре внимания писателя-новеллиста — диалектика души человека, который не проникся большевистской идеей.
Для Андрея мать — это самое дорогое, это его собственная боль. Такому восприятию большой мерой оказывают содействие рассказы от первого лица, внутренние монологи. Настроение юноши углубляется динамическими пейзажами как средствами психологической характеристики.
В лаконичных пейзажных картинах объединены слуховые и зрительные образы: Андрей все видит и слышит. При чем, замечает то, чего казалось бы, при данных обстоятельствах можно и не заметить: «… паляница с крупинкой соли…», «… окна большие и малые»… Действенность пейзажа, его активная роль достигается, прежде всего, использованием красок. Несколько раз апокалипсичность изображаемого автор подает через нагнетание двух цветов: «…черное солнце проткнуто багряно-красными стрелами…».
Ярким психологическим лингвостилистическим средством в новелле являются эпитеты, метафоры, сравнения, персонификация, накопление глаголов.
Эпитеты использованы в описании внешности матери, которая символизирует материнство, олицетворяет вечный покой и стабильность. Для характеристики поляков — их шинели имеют ржаной цвет. Внутреннее состояние Андрея передано персонифицированной метафорой «…за селом стонет под копытами земля». Пейзажная живопись и психологический анализ тесно связаны между собой и оказывают содействие глубокому раскрытию образа одного из главных героев, моральный идеал которого — в сложном, противоречивом мире сохранить семью.
Важную роль в новелле сыграет внутренний монолог, который автор строит с помощью риторических вопросов, окликов, которые тревожат душу читателя: «Разве можно было сказать этой тайной собаке о смерти моей матери? Разве можно?», «Почему моя мать так стиснула плотно губы, как и мертвый солдат?». Одним из психологических средств является диалог.
Он движет сюжет новеллы, приближает боевые действия, которые являются фоном для главнейшего для Андрея — тревоги за жизнь матери, к пониманию главной идеи новеллы. Используя простые синтаксические структуры, автор достигает лаконичности рассказа. Мастерство Г. Косынки заключается в том, что он на примере одной семьи рассказал о трагической жизни украинского крестьянства и пришел к выводу: продолжительные душевные надломы находят свое проявление в исключительно напряженных событиях.
Новелла Г. Косынки «Мать»: психологизм художественной детали