Новелла В. Т. Нарежного Ирена

Русская проза начала XIX века, и новелла в том числе, уже пробовала найти связь между судьбой частного человека и общей исторической жизнью — путь, который в дальнейшем приведет к созданию больших эпических полотен.

На фоне исторических событий происходит действие новеллы В. Т. Нарежного «Ирена», стилизованной под древнерусское повествование. Сюжет ее достаточно характерен именно для новеллистического жанра: прекрасная женщина становится причиной ссоры среди покоренных ее красотою мужчин. Типичный для подобного рода историй финал

— триумф красоты, соединенной с хитроумием (вспомним хотя бы «Легенду об арабском звездочете» американского новеллиста В.

Ирвинга, которая послужила сюжетным источником пушкинской «Сказки о золотом петушке»). У Нарежного, напротив, торжествует не красота, а историческая необходимость. Гибель соблазнительницы Ирены становится необходимым условием и одновременно провозвестием побед русских над греками.

По мысли автора, победа русских — это еще и победа добродетели над пороком, победа чистосердечия, непритворства, противопоставленных коварству искусителей «земель иноплеменных».

Источники:

    Нечаянная
    свадьба: Русская новелла конца XVIII — начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.- М.: Дет. лит., 1991.- 270 с

Аннотация:

В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.




Новелла В. Т. Нарежного Ирена