Новое поколение писателей Тема войны и фашизма

Большинство молодых писателей обращалось в своем творчестве к теме демократического строительства, поскольку в нем они видели реальную альтернативу прошлому. Однако уже в середине 50-х годов ремилитаризация Германии и ее вступление в НАТО потребовали вернуться к темам фашизма и войны.

Первые повести и романы, посвященные войне, были написаны с последовательных антифашистских позиций и не скрывали своих побудительных мотивов. Определяющими для этих литературных произведений были страстная полемика против восхваления войны и затушевывания

ее социальных и политических причин, а также предостережение от возрождения фашистской идеологии, приукрашенной демократической фразеологией.

Такие литературные произведения, как рассказ Ганса Пфейфера «Пещера в Бабьем яре» , рассказы Карла Мундштока «До последнего солдата» , «Солнце в полуночи» и «Час Дитриха Конради» или роман Эгона Гюнтера «Критская война» , рисовали в остросюжетном и напряженном повествовании деформацию человеческой личности и непримиримые противоречия между жестокой реальностью и фашистскими псевдоидеалами.

1945 год, ознаменовавший собою исторический

перелом в обществе и переломы в индивидуальных судьбах людей, война, процесс внутренних перемен в человеке — таковы были главные мотивы романа «Ложь» Герберта Отто и других, обращавшихся к этой теме вплоть до 60-х годов.

Эти книги запечатлели события новейшей немецкой истории, удостоверяя выбор социалистических позиций. Взаимодействуя с целым ансамблем персонажей, отражающим все многообразие социальных и политических различий в обществе, главный герой романа, освобождаясь от ошибок и заблуждений, проделывал тот путь, который шел параллельно с объективным движением истории и характеризовал это движение.

В основу подобных сюжетных линий ложилась объективная обусловленность судьбы отдельного человека исторической судьбой всего общества, поэтому не случайна их перекличка с тем художественным и идейным замыслом, который осуществлялся, например, в пьесе Бехера «Зимняя битва» или романе Бодо Узе «Лейтенант Бертрам».

Такие сюжетные линии были характерны для многих романов, которые появились в конце 50-х — начале 60-х годов, повествуя о становлении человеческой личности. Одним из наиболее показательных в этом отношении произведений стал роман в двух частях Дитера Нолля «Приключения Вернера Хольта» .

Дитер Нолль задумал создать образ героя, «целиком определенного своей классовой принадлежностью, а именно своей отчетливой мелкобуржуазностью», становление которого было бы «максимально однозначным по своей направленности и максимально сложным по самому процессу» 56. На этой основе возникла проникнутая событийной динамикой картина духовного перерождения того поколения, которое было обмануто фашизмом. Отказ от прежних заблуждений становится в романе Нолля отправной точкой для обретения новых жизненных позиций и перехода к активному участию в демократическом строительстве.

На примере ряда персонажей романа, различных по своим социальным и политическим характеристикам, Нолль показывает возможные, порою резко противоположные варианты личного выбора в условиях исторически переломных событий. Во второй части романа, рисующей неодинаковые по своей сложности пути становления личности уже в период

Новой эпохи в жизни общества, досто-.

Верная событийность нередко уступает место словесным прениям, и это позволяет делать вывод, что освоение новых и более комплексных проблем меньше удается прозе, главными элементами которой служат социальная репрезентативность и сюжетная динамичность.

О многообразии социальных и личных моментов, сопутствующих решающему выбору, который заставляет сделать время, повествуют также романы Юргена Бринкмана «Франк Мелентин» , Йоахима Кнаппе «Моя безымянная земля» , Йоахима Воль-гемута «Эгон и восьмое чудо света» . Некоторые из этих книг, в том числе романы Гюнтера Хофе «Красный снег» , «Спасибо, друг» и «Заключительный аккорд» , соединяя в себе приверженность к факту с художественным вымыслом, напоминают антивоенные романы о первой мировой войне. Автобиографическая литература, начиная с книги Рудольфа Петерсхагена «Совесть пробуждается» , обнаруживает тяготение к анализу событий недавнего прошлого с личных позиций.

Интересным художественным экспериментом стал роман Макса Вальтера Шульца «Мы не пыль на ветру» .

Главный герой романа — солдат Руди Хагедорн, парень из рабочей семьи. В последние недели войны он чувствует себя обманутым в своей вере в «отчизну» и «гуманность», а кроме того, он тяжело переживает то, что его предал давнишний друг — врач Залигер, с которым он вместе учился в гимназии. В то время как Залигер, капитан фашистского вермахта, доносит эсэсовцам на подпольщиков-антифашистов, Руди Хагедорн решает по-своему закончить войну.

Постепенно в Хагедорне зреет мужественная готовность начать все сначала, в чем ему помогают прежде всего простые люди труда, налаживающие мирную жизнь. Но и философские и политические споры, услышанные Руди

Хагедорном в доме девушки, которую он любил ему разобраться в происшедших событиях.

Шульц самым тесным образом связывает личные судьбы своих героев с основными философскими и миров юности, также помогают

Воззренческими линиями немецкой истории, с традициями гуманистического воспитания. Основное внимание он уделяет критике «немецкой самоуглубленности», выявившемуся бессилию буржуазно-гуманистических идей.

Если война и фашизм послужили основными темами перечисленных произведений, то в других книгах наметилась тенденция к охвату рамками биографического романа более широкой панорамы прошлого. Весьма характерной в этом отношении оказалась тетралогия Герберта Иобста «Драматический жизненный путь Адама Пробста» . Последняя часть тетралогии рассказывает о том, как шахтер Герберт Иобст становится писателем.

Складывающаяся заново развлекательная литература брала свой материал и героев из того же круга тем, пользуясь, кроме того, и обычными детективными, приключенческими и научно-фантастическими сюжетами.

Приобретший большую известность роман «Операция «Тундерсторм»» Вольфганга Шрейера как бы определил качественный уровень развлекательной литературы Германии. Местом действия последующих романов Вольфганга Шрейера была преимущественно Латинская Америка, и рассказывалось в них об антиимпериалистической освободительной борьбе в странах этого континента.

Начав, подобно Шрейеру, с тем второй мировой войны, Гарри Тюрк обратился затем к темам освободительной борьбы народов Азии. Наибольший успех выпал роману Гарри Тюрка «Лицедей» , изобличавшему литературного предателя. Книга, несущая в себе большой политический заряд, раскрывала механизм тайной психологической войны против социалистических стран.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Новое поколение писателей Тема войны и фашизма