Новые тенденции в мировой литературе 1970-х гг.: активизация ведущих жанров интеллектуальной прозы, поэзии, драматургии, литературы
Цель: ознакомить учеников с новыми тенденциями в мировой литературе, развитием разных жанров, возникновением постмодернизма в последней трети ХХ ст.; развивать навыки самостоятельного поиска информации, ее оформление и представление; умение выделять главное, воспринимать информацию на слух, составлять опорные конспекты; воспитывать любознательность, любовь к литературе, эстетичный вкус; расширять кругозор учеников.
Оборудование: карта мира, книжная выставка, иллюстративные материалы.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход
I. Мотивация учебной деятельности учеников
Учитель. В искусстве ХХ ст. беспрерывно происходят взаимодействие и взаимообогащения разных литературных течений и направлений, даже борьба за утверждение. Так, Бертольд Брехт предъявлял обвинение модернистам в пропаганде «отчаяния и бесстыдного приспособленчества», а Ежен Йонеско утверждал: «Я все больше склоняюсь к выводу, что реализм является лживым и ирреальным, что настоящим есть то, что мерещится».
В 60-х гг. проявился творческий потенциал «Театра абсурда», «Нового романа», западнонемецкой «лирики-модерн», других модернистских
Искусство для них было определенным символом жизни, а художественное изображение не имело конкретно определенных пространственно-временных границ. Тем не менее, само такое изображение проявило в сегодняшнем вечное — объект творчества.
В тонкостях развития мирового литературного процесса второй половины ХХ ст. мы и попробуем разобраться на уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Рассказы учеников об «двуполюсном мире» после Второй мировой войны, тематике произведений мировой литературы, источниках ее обогащения.
2. Выяснение вопроса о том, что такое экзистенциализм, почему и где он возник.
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Мини-лекция учителя
— В мировой литературе 70-х гг. появились новые явления и тенденции: активизировались ведущие жанры интеллектуальной прозы — роман-парабола, роман-миф, роман-эссе, роман-диалог, а также роман-биография, роман-репортаж, роман-дневник, роман-расследование и др., «литература факта», которая повлияла на беллетристику. Приобрели распространение научная фантастика и жанр антиутопии. В последней трети ХХ ст. модернизм перерос в постмодернизм.
2. Работа со словарем литературоведческих терминов.
Постмодернизм — направление в литературе и искусстве второй половины ХХ ст. Для приверженцев постмодернизма характерны разочарования в идеалах и сомнения в общепринятых ценностях, критическое отношение к рациональным основам бытия, понимание неоднозначности и противоречивости мироздания.
Ведущими признаками постмодернистского стиля является тотальное высмеивание, игра с «чужим» текстом, смесь разнообразных стилей, использование элементов массовой литературы и т. п.
3. Сообщение учеников о романе-параболе, романе-мифе, романе-эссе, романе-диалоге, романе-биографии, романе-репортаже, романе-дневнике, романе-расследовании, «литературе факта», научной фантастике, антиутопии.
Комментарий
В литературе представителями неореализма были А. Моравиа, В. Пратолини, К. Леве, Э. де Филипо и др. Их произведениям присущи документализм, ощутимое лирическое «Я» писателя, который является свидетелем или участником описываемого, приемы кинематографичности.
4. Слово учителя
— После Второй мировой войны возникло художественное явление — итальянский неореализм. Его представители исповедовали простоту языка, лаконичность, доступность рассказа. Произведения неореалистов тяготели к документальному описанию реальных событий, предметом их художественного исследования стал человек социальных низов, который противостояла бездуховности окружающего мира. Неореалисты переживали за «маленького» человека, сочувствовали ему.
70-те гг. ХХ ст. — это время расцвета и так называемого «магического реализма», который смело объединял реалистические и символические обобщения, жизненную, даже бытовую достоверность и миф, национальную своеобразность и универсальность, рациональное, дидактическое и иррациональное, мистическое. «Магический реализм» дал миру блестящих мастеров слова, величайшим среди которых является Габриель Гарсия Маркес. Этот колумбийский писатель ошеломил художественный мир ХХ ст. своими романами, а известнейший среди них — «Сто лет одиночества».
Обратившись к народно-мифологической фантастике, он создал фантастический мир, который переплетается с историческими реалиями латиноамериканского континента.
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Проанализируйте!
— Прокомментируйте высказывание Вильяма Голдинга, английского писателя, лауреата Нобелевской премии 1983 года: «За свою жизнь я не раз был поражен и ошеломлен, узнав, что мы, люди, можем совершать друг другом…Я убеждаюсь, что человечеству больно, это и перенимает все мои мысли».
VI. Домашняя задача
Рассказывать об основных тенденциях, жанрах мировой литературы второй половины ХХ ст.
Составить опорный конспект.
VII. Итоги урока
Интерактивное упражнение «Займи позицию».
— Писатель Х. Л. Борхес писал: «Книга — предмет, без которого я не мыслю жизни…».
Новые тенденции в мировой литературе 1970-х гг.: активизация ведущих жанров интеллектуальной прозы, поэзии, драматургии, литературы