Нравственно-эстетическая проблематика в стихах Заболоцкого Н. А

В творчестве Заболоцкого 50-х гг. наряду с лирикой природы и философскими раздумьями активно разрабатываются жанры построенного на сюжете стихотворного рассказа и портрета — от написанных еще в 1953-1954 гг. стихотворений «Неудачник», «В кино» до созданных в последний год жизни — «Генеральская дача», «Железная старуха». Особую роль в нем начинают играть социально-нравственные и эстетические мотивы.

В 1953 г. обострились интерес и внимание поэта к искусству живописи, в частности к работам художников XVIII в. и особенно к творчеству

замечательного мастера психологического портрета Ф. С. Рокотова. В написанном тогда же стихотворении «Портрет» Заболоцкий выразительно передает свое впечатление от картины художника:

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Главное для него — поразительная способность живописца перенести на полотно «души изменчивой приметы», запечатлеть в пластическом образе зыбкое, ускользающее, неуловимое —

живую диалектику душевных движений и порывов: «полуулыбку, полу-плач», «полувосторг, полуиспуг…». Центральным образом этих стихов становятся глаза, по традиционному определению — «зеркало души». И здесь это не просто зрительная, но и психологическая деталь. Отсюда целый каскад сравнений, раскрывающих глубину, таинственность, загадочность, драматизм внутренней жизни человека: «Ее глаза — как два тумана… как два обмана…

Соединенье двух загадок… Безумной нежности припадок, / Предвосхи-щенье смертных мук».

Стихотворение Заболоцкого лишено какой бы то ни было описательности. Оно лирично и психологично. Поэт сумел проникнуть в суть живописного произведения, как бы вобрать его в себя, сделать сокровенным достоянием своей душевной жизни.

Вот почему в финале столь неопровержимо целительна живая сила прекрасного: «Когда потемки наступают / И приближается гроза, / Co дна души моей мерцают / Ее прекрасные глаза».

В середине 50-х гг. нравственно-эстетические проблемы особо волнуют Заболоцкого. Столь ценимая им способность художника через внешний облик передать богатство и сложность внутреннего, душевного мира человека, его истинную красоту проявилась и в его собственных, написанных вскоре стихах, где поэт по-своему ставит и решает эти проблемы.

Философско-эстетическая проблема — вопрос о сущности красоты — центральная в своеобразном стихотворном портрете «Некрасивая девочка» . Поначалу перед нами возникают отдельные, реалистически воспроизведенные, даже как бы нарочито прозаизированные детали внешнего облика девочки, привлекшей внимание поэта:

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы.

Черты лица остры и некрасивы.

Собственно первая часть стихотворения и представляет своего рода портрет, жанровую зарисовку, незамысловатую сценку, действующие лица которой — «два мальчугана», гоняющие по двору на велосипедах, и их сверстница, «бедная дурнушка», в сердце которой, однако, живет «чужая радость так же, как своя…».

А дальше эта, казалось бы, простая фиксация внешних впечатлений переходит во второй части в активное авторское размышление по поводу увиденного. Стремясь представить в воображении будущее «некрасивой девочки», поэт выходит на новый уровень художественно-поэтического осмысления не только конкретной человеческой судьбы, которая — он верит — в конечном счете сложится счастливо, но и приглашает нас задуматься о нравственных, человеческих ценностях, о сути прекрасного:

И пусть черты ее нехороши

И нечем ей прельстить воображенье, —

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Прелесть и обаяние этих стихов, раскрывающих «чистый пламень», который горит в душе «некрасивой девочки», в том, что Заболоцкий сумел показать и поэтически утвердить подлинную духовную красоту человека — то, что было постоянным предметом его размышлений на протяжении 50-х гг. .




Нравственно-эстетическая проблематика в стихах Заболоцкого Н. А