Нравственное оскудение личности в творчестве А. П. Чехова
1. Болото пошлости. 2. Бытовая рутина. 3. Безумная идея. Всякая потребность утихает, а всякий порок увеличивается от удовлетворения.
А. Ф. Амьель В своем творчестве А. П. Чехов поднимает немало проблем. И каждой из них он уделяет особое внимание, позволяя нам не из авторских ремарок и пояснений, а из самого текста понять позицию писателя. Он не призывает как-то исправить свои недостатки, он выбирает другой путь: через образы и их описание мы начинаем осмыслять свою действительность и по-другому относится к нашей жизни.
Так, автор предлагает
И Старцев находит этому подтверждение, когда первый раз попадает в их дом. Хозяин был талантливым артистом-любителем, хозяйка писала романы и повести, а дочь неплохо играла на рояле. К гостям они относились весьма радушно. Но это радушие становилось
Только гости вносили свежую струю своим появлением. Но хозяева показывают лишь то, что уже всем давно известно. Так, перед нами предстает однообразная, можно сказать, беспросветная жизнь. Но в эту картину пока совершенно не вписывается Дмитрий Ионович Старцев. Автор выбирает именно этот образ, чтоб показать в движении, как можно опуститься в это болото пошлости и потерять свои нравственные принципы, то есть оказаться на пороге оскудения.
Вначале Старцев показан весьма целеустремленным человеком: он хочет быть хорошим врачом. При этом он радуется жизни, «…после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша, и все время напевал…». Вскоре в его душе поселяется и прекрасное чувство — любовь.
Кажется, что жизнь прекрасна и бьет через край. Возможно, автор хотел показать, что именно такой жизнерадостный человек сможет изменить застоявшиеся устои общества и привнести в него свежую струю. Так, у Котика появляется шанс вырваться из этого порочного круга.
Но она не хочет воспользоваться удобным случаем. Наоборот, героиня смеется над горячностью Старцева и назначает ему свидание на кладбище. Сама же на него не приходит. А после на предложение молодого человека отвечает отказом.
Она выбирает музыку, а не любовь человека. То есть девушка не хочет вырваться из того болота, в котором оказалась со своими родителями. Отказ Екатерины Ивановны сильно повлиял на Старцева, возможно, он стал первой ступенькой в этот мир пошлости. Автор представил нам готовый образец семьи, если так можно сказать, болота, которое засасывает Старцева и не позволяет ему понять их пустоты и в какой-то степени пошлости.
Оскудение и духовная пустота общества губернского города С. постепенно проникает и в душу врача. Он начинает жить по его законам. Также свою роль играет и бытовая атмосфера, засасывающая героя в неподвижной ритм провинциального города.
И какие черты появляются в его портрете через четыре года? Это полнота и одышка. Но Старцев еще не полностью погрузился в этот провинциальный мир и быт. «Старимся, полнеем, опускаемся, — говорит он Екатерине Ивановне. — Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей». Так автор показывает нам, что без того движения и стремления жизнь становится бессмысленной.
Она застывает на месте и не дает пищу ни самому человеку, ни его мыслям. Человек является словно статуей, на которой время пишет свои законы. Таковым и становится Ионыч еще через несколько лет.
От его имени сохраняется только отчество, хотя он имеет солидный вес в обществе и несколько домов. Но самое страшное в этом изменении то, что Ионыч совершенно не сопротивляется такому губительному влиянию среды.
В Старцеве не осталось душевных сил для того, чтобы сделать свою жизнь интересной. Он целиком поддается влиянию общества. Однако не только общество, но и сами идеи человека смогут быть для него губительными. Такое нравственное оскудение личности показывает А. П. Чехов в рассказе «Крыжовник».
Главного виновника он ставит в заглавие произведения, чтобы мы сразу же могли понять, кто становится своеобразным идолом брата Алехина. В отличие от Ионыча он показан весьма деятельным человеком, так как многое сделал для того, чтобы заполучить усадьбу с крыжовником. Для этого он даже женился «на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у нее водились деньжонки».
Но купить то, что он хотел не получилось. В новой усадьбе не было «ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом, как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую — костопальный». Но и такой промах не остановил брата Алехина, он решил сам посадить крыжовник. И когда человек наконец добился своей цели, он резко изменился.
Автор дает весьма иронический потрет нового помещика: «…сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло». Брат Алехина настолько обрюзг и опустился, что писатель сравнивает его со свиньей. Жизнь его опустошена, но наполнить ее нравственным содержанием он не может, так как все его душевное пространство занято крыжовником.
Места для книг, знаний или моральных принципов не осталось. Определенные черты, как и в образ Старцева, вносит в жизнь нового барина быт. «Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно». Также его нравственную пустоту заполняет и тщеславие, поэтому ему и собственная фамилия — Чимша-Гималайский — начинает нравится. Но в этом рассказе Чехов не просто представляет картину нравственного оскудения личности. Он осуждает ее устами Алехина, который был потрясен тем, что увидел: «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, теперь же, при виде счастливого человека, мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию».
Так мы видим, что оба героя стремились к счастью. Для его создания они многим пожертвовали. Но писатель такой жертвы не принимает. Нельзя построить счастье только на деньгах, крыжовнике или быте. Это духовная пустота, а не основание для того, чтобы личность получила свое развитие или хотя бы не падала в бездну или болото.
И если в об этом догадывается хотя бы один из героев А. П. Чехова, то это значит, что не все потеряно. Общество с его бытом и нравами поглотило и обезличило не всех своих членов. Алехин пытается наполнить свое существование идеей. И он не считает, что со временем может что-то кардинально измениться для того, чтобы наступило царство этой идеи.
Поэтому он находит весьма живописные краски для того, чтобы описать свое опустошенное состояние после увиденного у брата: «…но есть ли порядок и законность в том, что я, живой, мыслящий человек, стою надо рвом и жду, когда он зарастет сам или затянет илом, в то время как, быть может, я мог бы перескочить через него или построить через него мост?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!» И он единственный из рассмотренных нами героев всем своим существом сопротивляется пошлому миру, чтобы он его ни в коем случае не засосал в свои топи.
Так, Чехов показывает нам две крайности, два совершенно противоположных человека, которые по-разному подошли к построению и целям в своей жизни. Но их объединяет одно: в этом пути они потеряли самое главное — кусочек своей души. И ее невозможно вернуть ни за деньги Ионыча, ни с помощью кустов крыжовника Чимша-Гималайского.
Нравственное оскудение личности в творчестве А. П. Чехова