Нравственное значение памяти

Известнейший публицист и ученый Д. С. Лихачев затрагивает в своем тексте проблему нравственного значения памяти.

Вопрос этот для человечества вечный. Кто только из философов, писателей, поэтов не размышлял о нем! По меткому замечанию А. С. Пушкина, народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего.

Проблема, рассматриваемая автором, очень злободневна. Как часто дома и в школе мы слышим от старших призывы не быть «иванами, не помнящими родства».

Д. С. Лихачев, рассуждая о том, что памятью обладает и лист бумаги, и камень, и некоторые

растения, и, конечно, человек. Автор приходит к выводу, что память для человека имеет нравственное значение. Д. С. Лихачев ставит знак равенства между вечными человеческими категориями: совесть и память.

Великий гуманист современности дает в своем эссе мудрые советы, как «воспитаться в моральном климате памяти».

Я разделяю точку зрения автора в том, что память имеет огромное нравственное значение.

Вспоминаю рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», особенно заключительные строки его о деревенских фотографиях, по мнению автора, этой своеобычной летописи нашего народа, настенной

его истории.

К проблеме памяти, как нравственной категории, обращаются и мои современники, авторы альманахов «Вдохновение», выпускаемые Министерством образования края. В одном из них нахожу стихотворение школьницы из Ставрополя, отрывком из которого и хочу закончить свою работу:

Не забыть того, что было, Не узнать, что будет вновь, Все, скользя, в беззвучье плыло,- И потеря, и любовь. И не вспомнить, что не знаешь, Не сберечь того, что нет.




Нравственное значение памяти