Нравственность в романах Эскрича

Роман La mujer adultera вызвал большое разногласие в критике относительно нравственности своего направления, хотя с этой стороны Эскрич, кажется, должен бы оставаться вне всяких нареканий; по крайней мере, он так же, как авторы наших французских мелодрам, постоянно заботится o том, чтобы добродетель, в конце концов, торжествовала, a порок подвергался бы должной каре. Скорее можно поставить ему в упрек чрезмерное обилие в его романах всякого рода злодейств, изображаемых им слишком сгущенными, яркими красками, как будто в этих-то злодействах и заключается

главная суть современных нравов. Вообще, преувеличивая преступность, часто доводя ее до чудовищности и вместе с тем не обращая внимания на действительные пороки и заблуждения, он уклоняется от жизненной правды, a в результате выходит то, что и мы не получаем верной характеристики общества и наша цивилизация вправе считать себя незаслуженно-обиженной.

По нашему мнению, роман Los Angeles de la Tierra лучшее из всех произведений Эскрича. Здесь он изображает двух молодых девушек, умиротворяющих своим кротким влиянием стремление к мести в ожесточенных жертвах неправды и злобы людской. Особенно выдается в этом романе глубоко

нравственный характер врача, преданного и науке и семье, руководимого в своих поступках и сердцем и разумом.

Своею жизненностью он представляет яркое исключение среди ходульных типов современной испанской литературы, да и вообще этот роман отличается многими несвойственными ей достоинствами: в нем нет никаких осложнений, никаких неожиданностей; развязка естественно и логично вытекает из самого действия, не представляя ничего особенно эффектного, и тем не менее, он читается до конца с неослабевающим интересом.

В большинстве романы Эскрича обширны, многотомны, чтение их требует немало времени, a общий характер так не подходит к духу французского общества, что едва ли они могли бы распространиться y нас в переводе. Впрочем, он писал и небольшая повести, собранная теперь в двух томах, под заглавием Сцены Жизни и Обездоленные. В числе этих повестей есть две или три, выделяющиеся особенной свежестью из той удушливой атмосферы злодейств и преступлений, в какой преимущественно вращается творчество Эскрича. Мы уже назвали ранее один из таких рассказов.

Дьявольская скрипка, теперь упомянем в заключение еще o другом, озаглавленном — Домашний Друг; это очень грациозный очерк, где автор проводит доказательство, что во всякой дружбе есть границы, которых не следует переступать женатому человеку, если ему дорог мир его семейного очага.




Нравственность в романах Эскрича