Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Об образе Печорина В. Г. Белинский сказал: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Онегин — зеркало эпохи 1820-х годов, эпохи декабристов; Печорин — герой третьего десятилетия, «жестокого века». Оба они — мыслящие люди, но люди своего времени.

Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, а Онегин — в период социального подъема, во время декабристов. Поэтому Белинский говорит: «Онегин скучает, а Печорин страдает».

Печорин

по происхождению дворянин, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь ему вскоре опротивела.

Так же, как Онегину, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ.

Рисуя внешность своего героя, автор подчеркивает его аристократизм: «бледный, благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно-чистое белье». Печорин физически сильный и выносливый человек: «широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное

переносить все трудности кочевой жизни… непобежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными». В портрете героя отражены и внутренние качества: противоречивость и скрытность. Не удивительно ли, что, «несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови черные…

Глаза не смеялись, когда он смеялся».

Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он прекрасно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Автор подчеркивает, что Печорин хорошо знает литературу и историю — в его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина, названия произведений, имена писателей и литературных героев.

Печорин безумно смел, как бы играет с жизнью. Стоя на краю пропасти с незаряженным пистолетом, он подставляет грудь под выстрел Грушницкого. И это делается для того, чтобы «изведать предел подлости моего противника».

Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни.

«Рожденный для высокой цели», он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Даже постоянные авантюры не могут его удовлетворить. Любовь приносит только разочарование и огорчение. Окружающим он причиняет горе, и это углубляет его страдания.

Вспомните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мери и Веры, Максима Максимыча.

Однако наряду с богатством души и одаренностью героя Лермонтов раскрывает и отрицательные качества Печорина. Холодный эгоист, он безучастен к страданиям других, и это характеризует его как индивидуалиста. Но самое тяжелое обвинение Печорину — отсутствие цели в жизни, бесплодность существования.

Задумавшись над вопросом о цели своей жизни, он записал в «журнале»: «А, верно, она существовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

Нашел ли Печорин свое «высшее назначение»? С пользой ли растратил свои «необъятные силы»? И не о подобных ли ему людях поколения 30-х годов XIX века сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в знаменитой «Думе»:

.. Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гениям начатого труда.

Можно ли назвать Печорина героем в положительном смысле этого слова? Или, может быть, глубокая ирония скрыта в самом заглавии романа? Ответ на этот вопрос нужно искать в предисловии.

В нем Лермонтов совершенно категорически заявляет, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

«Печоринство» было типичной болезнью времени. Однако уже и в те годы, полные мрака и безнадежности, появились имена истинных героев. Они шаг за шагом прошли «кремнистый путь» борцов и явили миру образцы патриотизма и гражданского мужества.




Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»