О. Довженко — творец искусства так сильно национального, что даже общечеловеческого
Александр Довженко остался в памяти близких ему людей человеком чрезвычайной энергии, воли, к жизни, твердого духа и острого чувства справедливости. Когда я думаю о художниках эпохи Расстрелянного Возрождения, в первую очередь меня захватывает художественный гений этих людей, способность создавать вечные шедевры литературы, кино, занятий живописью, произведения общечеловеческого масштаба, глубокого значения. Но не менее достойным восторга являются твердость и несокрушимость этих, без преувеличения, великанов духа, их способность не ломаться
Сам художник, вспоминая свою жизнь, писал, что жизненный путь никогда не был для него простым и не давался ему легко. Он вспоминает и как его мать, «созданная для песен, проплакала всю жизнь». Александр Довженко, пройдя тяжелые военные годы, годы исторических изменений 1910-х, органично и энергично влился в художественный процесс Украины, тесно общался с членами ВАПЛИТЕ, вообще с «харьковскими романтиками», исповедуя так называемую философию витаизма. Эту художественную и жизненную концепцию разделяли много
Это и Николай Хвилевий, и Ю. Яновский, и Остап Вишня…
Всех этих людей объединяла жажда к жизни, умение и желание бороться за лучшее будущее, воспринимать именно существование на земли как чудо, не склоняясь перед трудностями. Всю силу своего духа они вложили в вечные произведения литературы, кинематографа, музыки, живописи… Александр Довженко — не только писатель, он вошел в европейский культурный процесс как кинематографист. Многие кинохудожники всех стран и времен сознавались, что создавали свои ленты под воздействием искусства Довженко, его признал весь мир, но в РОССИЯ…
Как говорят, нет пророка в своей стране… После триумфа «Земли», «Звенигоры», «Арсенала» А. Довженко очутился «под прицелом» официальной системы, которая заставила его переехать в Москву и создавать фильмы «по госзаказу», — так было уязвлен гений нашего народа. Оторванный от своей земли, ограниченный в свободном движении как фактически, так и духовно, художник только и мог, что записывать в дневники свои настоящие мнения, всю свою боль, тоску по Украине, Киеву, чтобы его поняли хотя бы потомки, когда этого не могут сделать современные «высокопоставленные лица».
Хотя и официально Александр Довженко работал на «Мосфильми», имел разные государственные награды, он был таким же заложником системы, которыми были арестованные писатели того времени, ограниченный в главном — в праве жить на своей земле, в праве вести свободную художественную и духовную жизнь. В конечном итоге, А. Довженко освободили с «Мосфильма», освободили с должностей в комитетах, художник попал в настоящую опалу, но выстоял, вынес свое горячее сердце живым и открытым для творчества и работы. В литературных произведениях писатель много внимания уделяет теме войны: «Украина в огне», «Повесть пламенных лет» и другие произведения изображают голу правду тех страшных времен.
Непобедимый дух народа появляется перед читателем, мы видим настоящих героев, которые, однако, не увлекаются своей героической, а имеют простое и красивое сердце, которое не терпит несправедливость, угнетение и неволю. Искусно изображает А. Довженко и ментальность украинского народа, не скрывая и отрицательные черты, что при любых временах имеют место, не уменьшая добродетели нашего сильного и красивого сердца. Эти произведения имеют по-настоящему общечеловеческое значение, потому что проблема войны и мира, смерти и жизни, касается всех народов при всех временах; психология человека, которая попала в беду, терпение и борьба изображены О. Довженко с кинематографической точностью и глубоким знанием человеческой души.
В одной из записей дневника художник писал, что если ему не придется больше вернуться в Украину и он умрет в Москве, он завещает перевезти его сердце в Киев и похоронить над Днепром… Потому что каждую минуту такой сложной и напряженной жизни Александр Довженко сердцем был со своей землей и со своим народом… Еще при жизни он отдал свое сердце Родине…
О. Довженко — творец искусства так сильно национального, что даже общечеловеческого