О Есенине и его поэзии «Я тем завидую, кто жизнь провел в бою…»

Почти полтора года продолжалась заграничная поездка Есенина. За это время он побывал в странах Западной Европы, в США. Увиденное в мире чистогана и наживы заставило его над многим задуматься.

Эти раздумья нашли своеобразное отражение в монолюгах комиссара Рассветова — главного персонажа Пьесы «Страна негодяев», которую поэт начал писать за границей.

Когда-то его, Рассветова, обстоятельства забросили и Северную Америку.

Там он жил в ночлежках, работал на клондайкских приисках. Зная Америку,

Он отдает должное ее индустрии,

ее технике. Но, по

Его наблюдениям, в «стальной» Америке капитализм опустошил душу человека, поставив превыше всего наживу, доллар. Обрели силу предприимчивые дельцы, бизнесмены. У Рассветова сложилось твердое убеждение:

Эти люди — гнилая рыба. Вся Америка — жадная пасть. Но Россия… вот это глыба:.

Лишь бы только Советская власть!..

В «стальной» России Советская власть, социализм возвысят человека, ибо во имя его счастья и строит-он новая жизнь. Так говорит Рассветов, и поэту по душе этот убежденный коммунист, собранный, волевой человек, знающий, за что он борется, что отстаивает.

Маяковский

не ошибался, когда заметил: «Есенин вернулся из-за границы с ясной тягой к новому».

1924-1925 годы были для поэта на редкость плодотворными. Тифлис, Батум, Баку, Ленинград, родное рязанское село Константиново — везде он работает с подъемом, озаренно. Более шестидесяти лирических стихотворений, около двадцати «маленьких поэм» , крупные вещи — «Песнь о великом походе», «Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве», «Поэма о 36», «Анна Снегина», цикл стихотворений «Персидские мотивы» — вот что можно увидеть за его фразой из письма от 17 декабря 1924 года: «…Пишется мне дьявольски хорошо».

Но это еще не все. Продолжается работа над пьесой «Страна негодяев», поэмой «Гуляй-поле». Вынашиваются замыслы эпического произведения о гражданской войне, поэмы о беспризорнике, который был «на дне жизни, выскочил, овладел судьбой и засиял», автобиографической повести «Когда я был мальчишкой…»

Среди тем, волновавших Есенина, важнейшее место заняла тема, которую он обозначил в поэтическом послании издателю: «Учусь постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь». И, естественно, в первую очередь поэт обратился к образу того, кто «вздыбил всю нашу планету» — образу Ленина. Есенин был в числе тех художников, которым удалось создать живой, неповторимый образ Владимира Ильича в поэзии.

Ленин — гений революции. Вождь народа. Провидец грядущего счастья «всех племен».

Его слово — могучая, всепобеждающая сила.

И — человек «застенчивый, простой и милый», В нем нет ничего условного, ложно-красивого, экзотического. Все — жизненно, обыкновенно. Он с детворой «зимой катался на салазках», «глядел скромней из самых скромных».

Таким знали и любили Ильича народные массы. Таким он встает и со страниц отрывка из поэмы «Гуляй-поле».

В стихотворении «Капитан земли» с Лениным — рулевым корабля и ленинцами — его матросами поэт связывает будущее страны: «Они за лучшие обеты зажгут, сойдя на материк, путеводительные светы».

Как и предвидел Есенин, новые поэты написали и напишут новые песни в честь Ленина, в честь Коммунистической партии. Но есенинское слово о бессмертном вожде, сказанное от чистого сердца, не осталось в прошлом. Оно и сегодня — живая художественная ценность поэтической Ленинианы.

Частью общего дела всех большевиков, дела, вдохновителем и организатором которого «был наш строгий отец Ильич», являлась борьба бакинских комиссаров. О них — дума, боль, песня поэта…

«Баллада о двадцати шести»… Силой своего воображения Есенин как бы возвращает к жизни расстрелянных бакинских комиссаров. Их первое желание-посмотреть, «как живет Азербайджан».

Поэт вместе с Шаумяном и Джапаридзе видит, что в Баку «у рабочих хлеб. Нефть — как черная кровь земли. Паровозы кругом… Корабли…».

И вместе с комиссарами он горд силой рабочего класса, отстоявшего Кавказ, его свободу.

Поэт нашел проникновенные слова, интонации, чтобы выразить свое неподдельное чувство к тем, КТО с оружием в руках защищал молодую республику от врагов революции. Большевики — «люди в куртках кожаных» и красные воины — в их усталые лица вглядывается певец-сказитель из «Песни о великом походе»:

Спи, корявый мой! Спи, хороший мой! Пусть вас золотом Свет зари кропит.

В куртке кожаной Коммунар не спит.

С теплой улыбкой смотрит поэт на «хромого красноармейца», что в кругу односельчан «рассказывает важно о Буденном, о том, как красные отбили Перекоп». Как много заключено в этом «важно»!

Нашлось у поэта доброе слово и о защитниках советских границ:

Пограничник не боится Быстри. Не уйдет подмеченный им Враг…

В своей лебединой песне — поэме «Анна Снегина» Есенин поклонился крестьянину-бедняку, ставшему в дни революции вожаком деревенской бедноты. Прекрасен человек — борец за народное счастье, прекрасна родная земля, ее вечно обновляющаяся природа, прекрасна целомудренная, в чистом сердце рожденная любовь. Этой поэтической мыслью одухотворена поэма.

Есенин искренне завидовал тем, «кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею». Запечатлев подвиг героев в стихах, он отдал достойную дань их светлой памяти, воздвиг свой поэтический обелиск во славу верных сынов Страны Советской.

Источники:

    Сергей Есенин. Златой посев. Лирика. Поэмы.

    Под редакцией С. Кошечкина. Москва. 1976 год.




О Есенине и его поэзии «Я тем завидую, кто жизнь провел в бою…»