О героях рассказов Бориса Екимова

Где берет материал для своих произведений писатель? Везде, там, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал, и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства.

И понадобилось, чтобы явился из глубин народных крупный талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору. Герой Екимова, как когда — то и Шукшина, оказался не только незнакомым, а отчасти непонятным.

Любители «дистиллированной» прозы

требовали «красивого героя», требовали, чтобы писатель выдумывал, чтобы не дай бог не растревожить собственную душу. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как не странно, именно потому, что герой не выдуман.

А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. А когда герой выдуман в угоду кому — то, вот здесь полная безнравственность. Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Екимова критиками, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость

поступка.

Однажды Василий Макарович Шукшин признался: «Мне интереснее всего исследовать характер человека недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа».

Герои Бориса Екимова именно такие, действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком.

Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам. Вспомните рассказ «Возле стылой воды». Нет Екимов не идеализирует своих странных, иногда непутевых героев. Идеализация вообще противоречит искусству писателя.

Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому. Сюжетные ситуации рассказов Екимова остроперепетийны. В ходе их развития одни положения могут драматизироваться, а в драматических обнаруживается нечто трагическое.

При укрупненном изображении необычных, исключительных обстоятельств, ситуация предполагает их возможный взрыв, катастрофу, которые разразившись, ломают привычный ход жизни героев. Чаще всего поступки героев определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости. Земное притяжение и влечение к земле — сильнейшее чувство земледельца. Родившееся вместе с человеком, образное представление о величии и мощи земли, источнике жизни, хранители времени и ушедших с ним поколений в искусстве.

Земля — поэтически многозначительный образ в искусстве Екимова : дом родной, пашня, степь, Родина, мать — сыра земля… Народно — образные ассоциации и восприятия создают цельную систему понятий национальных, исторических и философских : о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цели поколений, о Родине, о духовных связях. Всеобъемлющий образ земли — Родины становятся центром тяготения всего содержания творчества Екимова : основных коллизий, художественных концепций, нравственно — эстетических идеалов и поэтики. Обогащение и обновление, даже усложнение исконных понятий о земле, доме в творчестве Екимова вполне закономерно.

Его мировосприятие, жизненный опыт, обостренное чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху жизни народа, обусловили такую своеобразную прозу.

В рассказах, написанных в последние годы, все чаще звучит страстный, искренний авторский голос, обращенный прямо к читателю. Екимов заговорил о самом главном, наболевшем, обнажая свою художническую позицию. Он словно почувствовал, что его герои не все могут высказать, а сказать обязательно надо.

Все больше появляется «внезапных», «навыдуманных» рассказов от самого себя Бориса Екимова. Такое открытое движение к «неслыханной простоте», своеобразной обнаженности — в традициях русской литературы. Тут собственно уже не искусство, выход за его пределы, когда душа кричит о своей боли. Теперь рассказы — сплошное авторское слово.

Интервью — обнаженное откровение. И везде вопросы, вопросы, вопросы. Самые главные о смысле жизни.

Искусство должно учить добру. Екимов в способности чистого человеческого сердца к добру видит самое дорогое богатство. Если мы чем-нибудь сильны и по — настоящему умны, так это в добром поступке.

Несмотря на все социальные пороки, такие как воровство, пьянство своих «деревенщиков» Екимов любит, ибо понимает, что все их действия только от безысходности собственной жизни, от желания не просто прожить, а элементарно выжить. Они разные, как и сама жизнь, но всех их объединяет, пожалуй, одно — они реальны, их легко представить, нарисовать не только внешне, но и заглянуть в их внутренний мир, который не сломался под социальными невзгодами и остался не только богатым, но и сумел сохранить всю свою чистоту и надежду на воскрешение деревни. Екимов тоже в это верит всей душой, считая, что возрождении деревни начнется с возрождения человека… Хотя, судя по последним рассказам Борис Екимова, критики в один голос говорят о том, что творчество Екимова перерастает в некий трагизм: «Похороны», «Наш старый дом». Но этот трагизм мягок, безобиден, он вызывает лишь щемящую душу печаль, но никак не ненависть.

Оптимистичный конец исчезает, Екимов уже не может придумать ничего ободряющего, светлого. Как мне кажется на последнем этапе своего творчества, Екимов вливается в общую струю деревенской прозы. Но может быть этим все не закончится, может быть Борису Екимову еще будет о чем писать — я имею ввиду светлые, радостные темы, ведь по натруре, как уже выше отмечалось он оптимист. Неужели он так просто сдастся? Что делать?

Как найти выход из кризиса? На эти вопросы Екимов ответы не дает. Пока не дает. «Я никого не сужу», — предупреждает он, — Только свидетельствую».

Но за это нам и стоит любить творчество Бориса Екимова, а именно за достоверность изображаемой жизни, за саму эту жизнь. Самое прекрасное — это жизнь. Вы согласны?




О героях рассказов Бориса Екимова