О повести Н. В. Гоголя «Шинель»

В состав «Петербургских повестей» вошли следующие повес­ти: «Невский проспект» «Портрет», «Записки сумасшедшего», а после — «Нос» и «Шинель».

В повести «Шинель» Петербург предстает городом чиновни­ков, исключительно деловым, в котором природа враждебна че­ловеку.

В статье учебника о героях повести «Шинель» рассказывает­ся, что бедного чиновника грабители лишают дорогой для него шинели. Чиновника зовут Акакий Акакиевич Башмачкин, он крайне косноязычен и часто выражается одними наречиями и предлогами.

Окружающий его холод, который в отсутствие ши­нели его пронизывает, — это реальная жизнь, шинель — своеоб­разный панцирь, силовое поле, окружающее личность чиновника. Торжество Акакия Акакиевича после приобретения новой шине­ли скоро рассеивается ее пропажей.

Бунт возможен для него только посмертный, в виде некоего духа, срывающего шинели с чиновников. Даже светлый гость является к Акакию Акакиевичу в виде шинели.

В повести «Шинель» Гоголь заставляет нас задуматься над тем, что человек, попавший в зависимость от вещей, оказывается беззащитен перед сложным миром и гибнет, не понимая причин

происходящего.

Его характер и образ жизни целиком определены его узкими канцелярскими функциями.

Автор к герою относится вроде бы без щепетильности. Он показывает его внутреннее убожество, ограниченность и ску­дость интересов, неспособность мыслить логически, поразитель­ное косноязычие. Но при этом он как бы отстраняется от этих его отрицательных свойств, приглушает их, не делает на них акцента.

Зато крупным планом демонстрирует душевное незлобие, безро­потное терпение забитого жизнью бедняка.

Повесть направлена против бездушия чиновничьего мира, его обезличенности, против отождествления человека с принадлежащи­ми ему вещами, что неизбежно ведет к рабству у вещей. Говоря обобщенно, автор протестует против выноса центра подлинной лич­ности за пределы этой личности и переноса ее в должность, в предмет.

Тема воздаяния в повести раскрывается в двух эпизодах: в бреду после кражи шинели, «сквернохульничая», Акакий Ака­киевич обращается именно к «значительному лицу»; после смер­ти Акакия Акакиевича появляется призрак, крадущий у людей шинели.

Описание ветра, вьюги получают символическое значение, потому что и ветер, и вьюга — это проявления жизни стихии, ко­торая пытается вторгнуться в закостеневший, обездвиженный мир чиновничьего города.




О повести Н. В. Гоголя «Шинель»