О сказках Евгения Шварца
«Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, учителя, кучера, актеры, сторожа. А я вот — сказочник. И все — и актеры, и учителя, и кузнецы, и доктора, и повара, и сказочники — все мы работаем, и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди».
Эти слова героя пьесы «Снежная королева» полностью применимы к ее автору, Евгению Львовичу Шварцу, который талантливо, честно и самоотверженно работал в литературе несколько десятилетий.
Первую книгу Е.
Л. Шварц выпустил в 1925 году. Писательскому дебюту предшествовала
Пьесы же печатались скудно, в лучшем случае замалчивались, а чаще подвергались сокрушительной критике. Е. Л. Шварц был нелюбим властями предержащими и литературными чиновниками: писал он свободно, никогда не прислушивался к «руководящим указаниям». Потому, наверное,
И до сих пор нет полного издания пьес и сценариев замечательного драматурга.
Созданный умной и доброй фантазией, мир Шварца сказочен и в то же время узнаваем. Герои сказок похожи на нас, на наших соседей: глупый голый король и прелестная Золушка, благородный Рыцарь Печального Образа и жестокая Снежная Королева, дракон и тень, пытавшаяся стать человеком… Волшебное и реальное, фантастическое и будничное, повседневное существуют в сказках Шварца рядом, впрочем, как и в жизни,- недаром одна из лучших его пьес названа «Обыкновенное чудо». И как в жизни, в сказках Шварца великодушие, честность, смелость противостоят лжи и жестокости, лицемерию и фанатизму, подлости и трусости.
Но хотя в пьесах Добро побеждает Зло, в жизни, увы, случается часто наоборот.
Массовые убийства невинных людей, концентрационные лагеря, господство холуйской психологии и чудовищная демагогия, оправдывавшая злодейство тоталитаризма,- все то, что происходило на родине писателя в тридцатые — сороковые годы, когда были написаны его главные пьесы, во многом перекликалось с событиями в странах, где господствовал фашистский режим. А самодовольное чудовище, упоенно рассуждающее о покорности своих подданных, как оно напоминает «лучшего друга пионеров и чекистов», убежденного в абсолютной и вечной власти над умами и сердцами миллионов…
Но творчество Шварца питалось не только и не столько конкретной социальной реальностью родины писателя или стран фашистского блока — пьесы возникли из яростного отвращения сказочника к любому насилию над человеческой личностью. Читатель и зритель Шварца запомнит — нельзя поддаваться драконам. И еще: противостоять Злу трудно, но отступать перед ним — подло.
Труднее же всего бороться с драконом в человеческой душе, со Злом, которое в нас самих.
Лучшие герои писателя, подобно рыцарям Круглого Стола, готовы в любую минуту вступить в бой за справедливость, защитить слабого, прийти на помощь обиженному. Все они разные, такие герои, но объединяет их благородство, мужество, самоотверженность. И мы согласны с писателем — этим «волшебным свойствам никогда не придет конец».
Сколько раз творчество Шварца при жизни подвергалось проработкам, сколько раз чиновники от литературы указывали ему на «оторванность его сказок от жизни, нужд и интересов народа». А одна из рецензий на «Дракона», вышедшая в 1944 году, называлась «Вредная сказка». Но прошло почти полвека, и стало ясно, что Евгений Львович Шварц писал очень нужные сказки.
Нужные во все времена.
О сказках Евгения Шварца