«О создании Земли», «Почему бывает печальное солнце?»
Цель: дать понятия о легенде и мифе, общие и отличительные признаки;
Раскрыть, анализируя содержание легенд «О создании земли», «Почему бывает печальное Солнце?», «О звездном Возе», «О ветре», «Об огне», первоначальные представления предков о Вселенной и человеке, реальные и фантастические элементы человеческого поведения; формировать навыки выразительного чтения; пересказы легенд близко к тексту; воспитывать любознательность, почтительное отношение к мировоззренческим представлениям наших предков.
Тип урока:
Оборудование: Разные издания народных легенд, иллюстраций к ним, переносная доска, картина М. Тимоненко «Перед грозой».
Любите травинку, и тваринку,
И солнце завтрашнего дня.
Лина Костенко
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Литература каждого народа состоит из устного народного творчества и литературы. И мы с вами поговорим о мифах и легендах украинцев, так как человек примитивно понимал мир, в котором ему пришлось жить, и старалась объяснить все, что его окружало. Тогда же силой своей фантазии он создал чудесное, необыкновенное, где фантастическое
II. Объявление темы и цели урока
На переносной доске записаны понятия.
Легенда
1. Поэтический рассказ или народное сказание о каких-то исторических событиях или жизни людей. 2. То, что кажется невероятным, выдуманным.
Миф
1. Сказ, пересказ, который передает верования древних народов о богах и легендарных героях. 2. Что-то выдуманное, несуществующее.
В чем разница между мифом и легендой?
Учитель. Наши предки верили, что весь мир: небо, воздух, вся земля — заполнены многими, духами, что вся природа живая, преисполненная всяких чудес, что в ней все думает и говорит наравне с людьми и богами.
Силой своей буйной фантазии древнейший человек создал образы разных духов. Это русалки, мавки, леший, водяной, домовой, ведьмы.
Фантастические повествования, в которых действуют эти образы, составляют украинскую демонологию.
III. Изучение нового материала
Игра. Отгадай: кто я?
1) Живу в лесу, молодая, красивая девушка. Заманив кого-то к себе своей красотой, разговором, потом защекочу насмерть. 2) Живу в лесу, дикий человек, для которых дикие звери — то же самое, что у обычных людей скот, а медведи, волки и рыси — это их собаки и коты.
Они пасут и присматривают своих зверей. 3) Я подобный человеку, но имею очень большой хвост и крылья. Как рыбаки раскладывают на берегу огонь, выхожу из воды.
Рыба плещется передо мной и тогда хорошо ее ловить, так как сама набегает в сети. Сижу в реках и колодцах и могу показаться людям человеком, ребенком, козлом, псом, котом, селезнем, рыбой. 4) Я выгляжу, как маленький мальчик в рогатой шапке с колыбелью в зубьях. Ноги такие, как у козла.
Кормлю ночами скот, гоню к воде и загоняю назад в конюшню.
Учитель. Эти образы помогут нам лучше усвоить мифологические легенды.
Легенды распределяются на такие виды
Мифологические Социально-бытовые
Апокрифические Исторически-гЕроические
Топонимические Антропоморфические
Учитель. Ознакомимся с легендой «О создании земли». Подготовленный ученик читает легенду.
Учитель. Народ никогда не представлял своей жизни без земли. Да и разве может быть иначе? Ведь дерево или же цветок гибнут, если их вырвать из земли.
Так и человек. Его душа вянет, засыхает, потеряв связь с родным краем. Испокон веков люди считали землю матерью. Она всегда согреет своей лаской, накормит своей щедростью, поддержит и защитит в лихой час. Все от земли — считали наши предки.
Своей жизнью и благосостоянием человек обязан прежде всего ей. — Вспомните пословицы, загадки, разные выражения о земле.
Ученики. Держимся земли, так как земля держит нас. Будь богатый, как земля.
Загадки
1. Всех кормит, поит, а о ней не каждый заботится. 2. Что в мире богатейшее? 3. Что в мире наисильнейшее?
Подберите слова — характеристики, которые метко передают ласку земли. .
Вспомните, встречали ли вы легенды, истории о происхождении мира?
Ученик. Да. Из зарубежной литературы читали миф «Происхождение мира, богов и человека».
И в Библии читали о создании мира.
Учитель. Украинцы изначально любили и уважали родительский край, гордились своей родной землей. Древние украинцы свято верили в то, что земля живая.
Она дышит, родит, утомляется, иногда болеет. Мы должны помнить: она — наша мать, она святая!
Дети! Каждому из вас приходилось ощутить, как солнечные лучики тихонько голубят, гладят, нежно щекочут нас. Давайте узнаем, почему бывает печальное солнце.
Ученик читает стих.
Небо — будто в огне!
Запылала голубизна…
И кажется мне:
Все пылает, горит,-
Луга, поле, ставок
Наш огород и садок, оделись венки
В яркие цветы
Учитель. Приходилось ли вам подолгу смотреть на звезды? Почему их считают «глазами неба»?
Можно даже услышать выражение: звезды смотрят вниз.
Разве это в самом деле так, или это только кажется? Человеку изначально хотелось видеть в природе не врага, а друга. Мерцающий свет далеких звезд завораживал взгляд, волновал воображение Они наделялись человеческими мыслями и чувствами. Кланяясь вечной красоте этих небесных светил, люди доверяли им самые сокровенное — любовь, печаль, ожидание.
А светлоглазые звезды смотрели на них и молчали, будто задумавшись.
О чем речь идет в произведении «О звездном Возе». Это легенда или миф? Обоснуйте свою мысль.
Составить план. Пересказать легенду. Миг творчества. Придумайте песню с такими словами:
В задремавшем темном море тихо купались ясные звезды. Или создайте четверостишие о звездах, использовав для этого такие рифмы: маленькие — меленькие, горят — мерцают.
Учитель. Приходилось ли вам слышать голос ветра? Люди зачастую прислушаются к его звукам, недоумевая их силе и выразительности: Даже в языке нашем существует много точных характеристик, которые ярко воссоздают своеобразную «симфонию» ветра.
Каким выступает ветер в легенде «О ветре»?
Что реальное, а что фантастическое в легенде? Словарная работа. Взгляните на картину Николая Пимоненко «Перед грозой». Что наделал озорник-ветер? Что общего в легенде «О ветре» и картине Н. Пимоненко «Перед грозой»? Прочитать легенду «Об огне».
Определить фантастические и реальные элементы человеческого поведения. Пересказать произведение. Определить жанр произведения.
IV. Итог урока
1. Какая разница между мифами и легендами? 2. Чему нас учат произведения устного народного творчества.
V. Домашняя задача
Составить легенду о мифологическом существе, с которым мы знакомились на уроке.
«О создании Земли», «Почему бывает печальное солнце?»