О характере и поведении Катерины в драме «Гроза»

В образе Катерины воплотилась и исторически обусловленная ограниченность народной жизни я народного движения, Добролюбов на протяжении всей статьи указывал на то, что стремления Катерины инстинктивны, порывы не осознаны. «У Катерины как личности непосредственной, живой, — писал он, — все делается по влечению натуры, без отчетливого сознания…» В характере и поведении Катерины нашли отражение скованность народа патриархальными нравами, неразвитость сознания. Вспомнив условия воспитания и жизни Катерины, мы и не будем предъявлять

к ней тех требований, которые закономерно предъявить к героине из народа на третьем этапе освободительного движения. Под влиянием новых условий жизни горьковской Ниловне удалось сбросить с себя груз патриархальных традиций и представлений, выйти на широкую арену общественной деятельности. Для Катерины такой выход был невозможен.

Свое освобождение она могла получить только ценой гибели.

Под влиянием Катерины и ее трагической судьбы другие герои в той или иной форме выражают протест против деспотизма самодуров: Варвара и Кудряш бегут из Калинова, Кулигин впервые на протяжении действия пьесы обращается

к самодурам с горьким упреком, и, наконец, безропотный Тихон, до сих пор ни на минуту не выходивший из повиновения матери, теперь бросает ей суровое обвинение: «Вы ее погубили Вы. Вы»

Разумеется, протест Варвары, Кудряша, Кулигияа, Тихона имеет иной характер, нежели протест Катерины, и в условиях темного царства ни к чему серьезному привести не может. Кудряш и Варвара попадут в зависимость от других самодуров, Кулигин должен будет по-прежнему применяться к нравам темного царства, Тихон, вернувшись домой, будет на коленях вымаливать себе прощение да заливать свое горе вином.

Наблюдения над душевным миром Катерины стояли в центре внимания учеников при анализе текста, ученики получили также представление об идейном значении образа Катерины и теперь смогут самостоятельно составить ее характеристику. Учитель наметит лишь перспективу, укажет, что образ Катерины должен быть рассмотрен как образ женщины из народа, что в рассказе следует раскрыть душевную трагедию Катерины, проследить за ее борьбой с темным царством, дать оценку ее поведения.

Белинский говорил, что «только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедии». Такие герои, как Простаков и Митрофанушка, Хлестаков и городничий слишком ничтожны, чтобы стать героями трагедии. Иное дело Катерина с ее сильным, страстным характером.

Ведущий герой трагедии вступает в решительную борьбу с противостоящими ему силами. В ходе анализа пьесы мы убедились в том, что Катерина вышла на единоборство с темным царством за свои человеческие права. «В Катерине, — писал Добролюбов, — видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

Действие пьесы развивается напряженно. Такие элементы действия, как гроза, пророчества сумасшедшей барыни, мрачные предчувствия Катерины, усиливают трагический колорит пьесы. В городе наступает вечер. Солнце постепенно угасает. В это время очень красив вид с берега на Волгу.

Вода вся светится и тихо играет крупными блестками в лучах заходящего солнца. На высоком берегу реки раскинулся общественный сад. По саду изредка проходят молодые пары.

Некоторые идут с гитарами или гармошками. Купечество в это время служат вечерню в церкви, которая выделяется среди домов белыми стенами и позолоченными куполами. Народу на улицах мало. Большие дома с маленькими подслеповатыми окнами, которые закрываются тяжелыми ставнями, расположены за высокими заборами…

На окраине города дома стоят поменьше, да и вид у них намного хуже. За городом расположен овраг.

Народ потянулся из церкви. Купцы идут неторопливо, степенно. Люди попроще уступают им дорогу.

Вот идет Кабаниха со своей семьей. Отправимся и мы за ними…

В комнате полумрак. В первую очередь наш взгляд падает на тяжелые, темные иконы в углу. Посредине комнаты стоит массивный стол, по стенам тянутся лавки, на подоконниках стоят горшки с цветами, в углу большой кованый сундук, у стены пузатый комод, над которым висит зеркало в темной раме, покрытое вышитым полотенцем. Тишина в комнате нарушается голосом Кабанихи, делающей замечания своим домашним… .

…Теперь снова выйдем на улицу. Купцы перед сном вышли посидеть у ворот. Странницы рассказывают о том, что они видели и слышали, бывая в других городах и селах. Женщины изредка зевают, неторопливо крестя рот. Но вот потихоньку подбирается темнота.

Пора и спать. Задвигаются на дверях и ставнях крюки и тяжелые засовы. Город Калинов постепенно замирает, окутывается в ночную мглу.

Основная мысль «Грозы»- утверждение победы света и добра над тьмой и изуверством. В связи с этой основной идеей следует расценивать все стороны постановки.




О характере и поведении Катерины в драме «Гроза»