Об инверсии как изобразительном средстве русского языка
Одни ученые среди функциональных стилей речи выделяют художественный стиль, основными признаками которого они считают:
1) использование его в художественных произведениях;
2) изображение с его помощью живой картины, предмета, состояния, передачу читателю чувств и настроений автора;
3) конкретность, образность и эмоциональность высказывания;
4) наличие особых языковых средств: слов с конкретным значением, со значением сравнения, сопоставления, слов в переносном употреблении, эмоционально-оценочных и т. д. Другие ученые считают
Поэтому язык художественной литературы способен включить в себя все богатство литературного и общенародного языка.
Чтобы создать у читателя четкое представление
Например, абсолютно невозможно заменить просторечную и диалектную лексику в произведениях В. Шукшина литературными словами, чтобы не разрушить все произведение.
Вот диалог его героев. Егор встал на припечек, подсунул руки под старика. — Держись мне за шею-то… Вот так! Легкий-то какой стал! — Выхворался… — Вечерком ешшо зайду попроведаю. — Не ешь, вот и слабость, — заметила старуха. — Может, зарубим курку — сварю бульону? Он ить скусный свеженькой-то…
А? — Не надо. И поистъ не поем, а курку решим… — Хоть счас-то не ерепенься!.. Одной ногой уж там стоит, а ишшо шебаршит ков-то… Да ты уж помираешь, что ли? Может, ишшо оклимаисся… — Аннюша, — с трудом сказал он, — прости меня…
Я маленько заполошный был… В романе » Котлован » А. Платонов намеренно включает многие слова из бюрократически-деловой, официальной сферы в описания обычных, житейских событий, в рассуждения героев. И перед читателем предстает запутавшийся в хаосе жизни, беспомощный человек…
В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования.
В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда… Где-то, наверно в саду совторгслужащих, томился духовой оркестр; однообразная, несбывающаяся музыка уносилась ветром в природу через приовражную пустошь, потому что ему редко полагалась радость, он ничего не мог совершить равнозначного музыке и проводил свое вечернее время неподвижно. После ветра опять настала тишина, и ее покрыл еще более тихий мрак.
Вощев сел у окна, чтобы наблюдать нежную тьму ночи, слушать разные грустные звуки и мучиться сердцем, окруженным жесткими каменистыми костями.
В произведениях художественной литературы можно встретить примеры официально-делового стиля: — Сейчас же обязательно еще поговорю с главным инженером, — думала она, — и, пока не поздно, откажусь от этой работы. Но внизу, на твердой, надежной земле, люди занимались делом, никто не обращал на нее внимания, а в прохладном коридоре уже висел приказ, в котором говорилось, что инженер Кравцова, Нина Васильевна, зачислена исполняющей обязанности инженера по технике безопасности с месячным испытательным сроком.
Герои произведений Д. Гранина — молодые ученые, и они нередко в своей речи используют элементы научного стиля: Тонков ласково потряс руку Андрею, горячо извинился, что заставил ждать, и дал прочитать черновик своего отзыва. Оппонент обрушивался на тот раздел, где Андрей выступал против существующих методов определения повреждений в линиях. «Автор бездоказательно зачеркивает славные традиции отечественной науки… Вместо того чтобы развивать существующую теорию, он отрицает…
Идея локатора не является новой и не подкреплена никаким экспериментом…» . Таким образом, состав языковых средств, используемых в языке художественной литературы, очень широк.
Отбор и употребление этих средств писатель подчиняет эстетическим целям, которых он стремится достичь, создавая свое произведение. В наши дни художник слова обладает почти не ограниченной свободой в выборе языковых средств, однако эта свобода не беспредельна: она сопряжена с особой ответственностью автора за высокую куль-туру отбора и использования средств языка.
Слова в предложении располагаются по определенным законам. Для правильного построения предложения существенное значение имеет порядок слов, всякая перестановка членов предложения ведет к изменению смысла, выделяет, подчеркивает то или иное слово. Это легко можно обнаружить в самых простых предложениях, например: Даже он этого не знает ; Он не знает даже этого ; Он этого даже не знает. В русском языке различают прямой и обратный порядок слов. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное — после него, дополнение — после управляющего слова, обстоятельство образа действия — перед глаголом: Новый бригадир быстро наладил работу бригады.
Такой порядок слов называется стилистически нейтральным. При инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство.
Оно часто употребляется в эмоциональной, взволнованной речи, ср.: Летние ночи не долги. Не долги летние ночи! Обратный порядок помогает выразить не только сообщение, но и эмоции говорящего. Такой экспрессивный порядок слов встречается в разговорной речи, поскольку она по природе своей эмоциональна.
Особое значение инверсия приобретает в стихотворной речи, где она выполняет еще и ритмообразующую функцию. В стихотворной речи даже предлоги могут занимать необычное место:
В поле чистом,
Луны при свете серебристом,
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.
Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения. Ср. две строфы стихотворения Пушкина «Осень»: в первой строфе нет заметных отклонений от нормы и интонация приобретает ровный, естественный рисунок. Во второй строфе меняется интонация, инверсия придает больше экспрессии, эмоциональности.
Следует учесть, что указанные правила порядка слов относятся к отдельно взятому предложению. А в речи отдельное предложение является только минимальной единицей и связано с другими такими же единицами, поэтому порядок слов может отступать от нормы.
Об инверсии как изобразительном средстве русского языка