Объединение бытового и фантастики в сказках Андерсена

Андерсен писал легко. Даже большие истории рождались всего за одну ночь, больше всего — за два дня. Однажды его знакомый пошутил: «Напишите нам новую, забавную историю.

Вы же можете написать даже о цыганской игле!». И Андерсен написал историю цыганской иглы. «Сказки сами приходят ко мне,- говорил Ганс Кристиан.- Их нашептывают деревья, они врываются с ветром».

Еще будучи маленьким, Ганс пришел в восхищение написанием пьес для своего маленького театра. Однажды он сшил куколку-принцессу. Разрисовывая ее лицо, неожиданно вздрогнул,

и ротик куклы вышел капризным и оскорбленным. Ему показалось, что она жалуется: «Как плохо я спала!

Лежала на чем-то твердом, все тело теперь в синяках!». Так родилась еще одна сказка.

Когда Андерсену было шестнадцать, единственное, что он умел,- читать и немного писать, только этому его научили в школе для бедняков. Теперь он оказался за партой с детьми из знатных семей. Ох, и доставалось от них долговязому ученику-переростку! «Я ощущал себя собакой, которая утопает,- вспоминал он позднее,- и в которую дети ради забавы бросают камни».

Из этой страшной истории родилось не оскорбление, а сказка — «Гадкий

утенок». Известно, что писатель не испытал счастья в личной жизни: у него не было жены, детей. Нежные чувства ощущал он к шведской певице Йонны Линд, которую называли «шведской соловушкой».

Когда Андерсен писал сказку «Соловей», образ любимой стоял перед ним. Прототипом героини сказки «Дюймовочка» была дочь близкого знакомого Андерсена, адмирала Вульфа.

Даже не написав ни одной сказки, Андерсен был бы писателем, известным в свое время всей Европе, писателем, которого читают и в наше время. Но сказки стали венцом его творчества. Ирония судьбы, так как небезразличный к славе писатель сначала даже не подозревал, что именно они разнесут по миру его имя.

Андерсен очень любил детей, но совсем не собирался быть детским писателем, и все же таки именно маленькие читатели подсказали ему ту необыкновенную форму рассказа, которая для него лучше всего подходила, и открыли ему дорогу к славе.

Первый же сборник сказок, который вышел весной 1835 года, означала поворот в его творчестве и поворот в истории датской прозы. Датский ученый, философ Х. К. Эрстед высказал мысль, что если роман «Импровизатор» сделал Андерсена знаменитым, то сказки сделают его бессмертным. Й. Л. Хейберг, датский драматург и критик, на удивление автора, поставил их значительно выше романов и заявил, что именно сказки прославят имя писателя в литературе.

Начал писатель с того, что пересказал сказки, услышанные в детстве: «Огниво», «Маленький Клаус» и «Принцесса на горошине», и уже четвертую, «Цветы маленькой Иды», что завершала сборник, он придумал сам: она появилась, когда маленькая дочь поэта Й. М. Тиле однажды попросила рассказать ей что-нибудь. В скором времени он уже придумывал больше, чем пересказывал. «Спутник», «Дикие лебеди», «Свинопас» — это народные сказки. Идея «Плохого мальчишки» была заимствована из маленького стиха древнегреческого поэта Анакреона. «Новая одежда короля» — это старый испанский анекдот, «Эльф розового куста» — переработка итальянской народной песни.

Мотив «Сундука-Самолета» взят из сказок «Тысячи и одной ночи», а ряд сказок полностью придуман им самим: «Дюймовочка», «Русалочка», «Ромашка», «Райский сад», «Аисты», «Стойкий оловянный солдатик», «Калоши счастья», «Оле Лукойе».

Психея — древнегреческая богиня, которая олицетворяла душу человека Анакреон — древнегреческий поэт. От его имени пошло название анакреонтичной поэзии, которая воспевала любовь и развлечения

В чем же тайна такого большого успеха сказок? Возможно, в их универсальной жизненной мудрости? В сказках Андерсена настойчиво повторяется, какие люди достойны уважения, а какие — нет.

Те, кто принимает дары жизни с благодарностью и не стремится быть и казаться чем-то большим, чем он есть, всегда описываются с симпатией. Тот, у кого доброе сердце, кто идет дорогой жизни весело, являются положительными героями. Любящая Герда освободила Кая из холодного дворца Снежной Королевы, весело поет соловей, который оказался сильнее Смерти возле кровати императора.

А сытый буржуа, который не видит дальше своего носа и самоуверенно судит обо всем, опираясь на свой ограниченный опыт, беспощадно высмеивается в сказках.




Объединение бытового и фантастики в сказках Андерсена