Объединение реального и фантастического «Конотопская ведьма»
Уже много лет нет рядом с нами великого мастера пера Г. Квитки-Основьяненко. Но как не удивительно, произведения его живут, знакомя нас с жизнью украинского народа. Замечательным примером этого является его повесть «Конотопская ведьма», в которой очень широко использован гоголевский прием переплетения реальности с фантастикой, источником которой являются выпестованные народом легенды, фольклор.
В произведении реалистично изображена жизнь и высмеян быт украинского панства XVII столетия: скудоумие, паразитизм, пренебрежение к людям,
Никиту Власовича Забреху назначено сотником по наследству, так как его отец был очень уважаемый всеми в Конотопе. И когда старый Влас Забреха и в самом деле дело делал, то сын его Никита выдался ленивым, пьяницей, ни к чему не способным. Он все дела передоверил писарю Пестрякову, не пряча перед ним свое невежество: «Счет больше тридцати не знаю. Считай сам и делай, как знаешь, ты на то писарь.
А я все после подпишу, так как я на то сотник, чтобы не считать, а только подписывать». Круг интересов у господина сотника очень ограничен: хорошо поесть, попить, поспать,
Он считает себя намного умнее сотника. Но он очень редко бывает трезвым. Говорил он всегда приподнятым языком, пересыпанным церковнославянизмами, чтобы замаскировать убогость своего ума, принудить народ выполнять бессмысленные приказы. Оба — Забреха и Пестряк презрительно относятся к людям, а это уже типичные черты правителей-господ и начальства.
Откуда же начинается фантастическое? Тупоумный пьяница Пестряк не может досчитаться одного казака, а сотник Забреха высмеивает его при казаках. Оскорбленный писарь решил отомстить. Когда Забрехе поступил приказ отправляться с сотней в поход, Пестряк советует не выполнять настоящего приказа, а заняться уничтожением конотопских ведьм, которые «украли дождь».
И вот в конце концов появляются перед нами «ведьмы». Большинство из них — обычные женщины. Но настоящую ведьму все ж таки нашли.
Это Евдокия Зубиха, которая не тонула. Навязали на Зубиху камней пудов с двадцать, а она не тонет. «Повелел Ригорович поймать в воде ведьму Евдокию, так где! Ребята лодками ее и не догонят, и веревками накидывают, так все ничего. Так прытко плавает, как та щука…». Едва удалось Зубиху поймать, так как напустила на людей она призрак.
А теперь вернемся к реальности, так как очень уж сотнику хотелось вступить в брак с Еленой. Он обращается к той же Евдокии Зубихе за помощью, потому что посоветовал ему писарь, который хочет отомстить. Сколько у этой Зубихи разнообразных трав и корней, сколько кувшинов, горшков, где было молоко всякого зверя и всякой гадины, которых ведьма доила ночью! Евдокия, оказывается, умела летать — самая настоящая фантастика.
Даже берет с собой Забреху, который летит над Конотопом «как птица..». А вот и свадьба, хотя невеста и «подменена». Вместо Елены хорунживны сотник вступает в брак со старой, некрасивой девкой Солохой.
И с сотенством пришлось распрощаться, да и писарю не повезло: сняли и его. А все это из-за их ограниченности, равнодушия к человеческому горю. А может и из-за колдовства ведьмы Зубихи и советов ее черного кота?
Реалистические элементы в повести преобладают, но значительное место отводится и фантастике, которая широко используется в народных сказках, легендах, рассказах о ведьмах, о силе их колдовства. Границу между реальностью и фантастикой, на мой взгляд, тяжело найти — настолько Квитка-Основьяненко органически переплетает их. Это настоящее чудо, которое и до сих пор очаровывает своей необычностью, реализмом и фантастикой — и все это одновременно!
Объединение реального и фантастического «Конотопская ведьма»