Среди жанров устного народного творчества популярнейший и любимейший есть песня, которая всегда звучит — в праздник, в будние, в час работы… Украинская душа неотделима от песни. Много кто свое очарование украинской песней превратил в профессию.
В песне отражена не только высокая духовность народа, его лексическое богатство, а и хроникальное развитие этого жанра. С давних времен к нам дошли разные народные праздники, которые сопровождаются разнообразными обрядами и песнями. Отдельную группу народных песен составляют календарно-обрядовые, и их считают древнейшими по происхождению.
Своим возникновением они достигают еще языческих времен. Остатки веры давних славян можем найти в текстах этих песен. Как мы знаем, наши предки верили в мир, населенный многими духами и божествами, поклонялись не одному Богу, а большому пантеону богов: молились солнцу, месяцу, тучам, звездам, обожествляли и реки, землю — все, что было важным в жизнедеятельности человека, задабривали жертвоприношениями.
Одним из ярких примеров объединения языческой и христианской вер считают колядки и щедривки. Современные колядки выполняются во время Рождества 7 января и прославляют Спасителя, извещая о Его рождении. На самом деле же колядки появились еще в языческие времена. Эти величальные песни пелись в честь рождения нового солнца в день зимнего солнцестояния 25 декабря, или 7 января. Вот как поется в древнеукраинских колядках: «Ясень мир засветился…», «Из того каменьев то будет солнце…».
Почти в каждой давней колядке упоминается солнце. Величальные песни сопровождались ношением звезды, что символизировала небесное светило. Этот элемент обряда сохранился и сегодня. Итак, старинный языческий обряд наложился на один из наибольших христианских праздников — Рождество Христово.
Относительно щедривок, то читая очень давние тексты, например «Щедрик, щедрик, щедривочка, прилетела ласточка», можно заметить, что речь идет совсем не о зимнем периоде.
Так вот, календарно-обрядовые песни ведут свое начало в далеком, к сожалению, еще мало известном прошлом наших предков и несут на себе безоговорочное отражение их верований, представлений, мировосприятие.
Дайджест:
- Краткая история Христианства в датах. История ХристианстваХристианство зародилось в I веке н. э. в иудейской среде. С самого начала своего распространения эта религия провозгласила равенство каждого человека перед Богом. Собираясь в христианские общины, верующие создавали церкви. За то, что они отказывались признавать язычество и обряды жертвоприношения, их подвергали жестоким гонениям. Ранний период развития христианство называется доникейским. Он длился чуть более трех ... Читать далее...
- Особенности пространственно временной организации в «Песне о Нибелунгах»Около 1200 г. Представляет собой поэму состоящую из 39 песен или авантюр, насчитывающую около 10000 стихов, объединенных в строфы по 4 стиха. Немецкая песня является результатом трансформации старинного эпического сказания под влиянием рыцарской литературы конца 12 в. Несмотря на феодально-христианскую обработку сюжет поэмы содержит пережитки более ранних ступеней развития сказаний. Оттесненные в поэме на задний ... Читать далее...
- Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича…»Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически. Его ... Читать далее...
- На чьей стороне правда в «Песне про царя…»Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории. Настоящим героем произведения становится не царь, а молодой купец Калашников. Произвол и беззаконие были визитной карточкой опричников. Простой народ их боялся. Знатные люди избегали общения с ними. Михаил Юрьевич Лермонтов ... Читать далее...
- Объединение реального и фантастического в повести «Конотопская ведьма»Григорий Федорович Квитка-Основьяненко — зачинатель новой украинской прозы. Писатель одним из первых в Украине начал писать на народном языке не только о смешном, а и о серьезном. Это было актом исторического значения, который довел зрелость и художественное совершенство украинского языка. Квитка-Основьяненко пришел в украинскую литературу во время ее национального возрождения. Произведения писателя никого не оставляли ... Читать далее...
- Быт и нравы Москвы 15 в. в «Песне про царя…»Древняя столица России всегда привлекала воображение художников, писателей и поэтов. Даже строгая красота Петербурга не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Этот город для Лермонтова наполнен неземной музыкой колокольных звонов, которую он сравнивал с увертюрой Бетховена. Только бездушный человек может не видеть этой величественной красоты. Для Лермонтова Москва являлась источником мыслей, чувства и ... Читать далее...
- Объединение реального и фантастического «Конотопская ведьма»Уже много лет нет рядом с нами великого мастера пера Г. Квитки-Основьяненко. Но как не удивительно, произведения его живут, знакомя нас с жизнью украинского народа. Замечательным примером этого является его повесть «Конотопская ведьма», в которой очень широко использован гоголевский прием переплетения реальности с фантастикой, источником которой являются выпестованные народом легенды, фольклор. В произведении реалистично изображена ... Читать далее...
- Истинные русские характеры в «Песне про царя Ивана Васильевича»Поэма 1837 года «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором. Интерес к фольклору характерен для 30 — х годов прошлого века. Глубокий кризис переживала страна. Находясь «на перепутье», которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское ... Читать далее...
- О Песне последней встречи АхматовойПодготовка к ЕГЭ: Сочинение о Песне последней встречи Ахматовой Сочинение. Тема: «Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Песня последней встречи» Анна Андреевнf Ахматова, наделенная поэтической душой, смогла несколькими пронзительными словами рассказать о тайне любви, трагедии при ее потере и преодолении трагедии в стихотворении «Песня последней встречи». Преодолев пик личной скорби и безнадежность печали, Анна Ахматова в ... Читать далее...
- Художественные средства создания характеров в «Песне про царя…»Михаил Юрьевич Лермонтов — это яркий и самобытный поэт, который создал галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго их запоминаешь. Такими героями являются персонажи произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: сильный и неукротимый Кирибеевич, гордый и мужественный купец Калашников, верная ... Читать далее...
- Объединение бытового и фантастики в сказках АндерсенаАндерсен писал легко. Даже большие истории рождались всего за одну ночь, больше всего — за два дня. Однажды его знакомый пошутил: «Напишите нам новую, забавную историю. Вы же можете написать даже о цыганской игле!». И Андерсен написал историю цыганской иглы. «Сказки сами приходят ко мне,- говорил Ганс Кристиан.- Их нашептывают деревья, они врываются с ветром». ... Читать далее...
- Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»«Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич!» — звучит под сводами боярского дома пожелание благополучия. Голос гусляра звучит удивительно громко. И полилась протяжная песня, похожая на долгую дорогу гусляра от села к селу, от города к городу. Гусляров почитали на Руси, во многих народных песнях, былинах и балладах сам князь подносил чарку «меду пенного» и ... Читать далее...
- Идея гармонии человека и природы в «Лесной песне» Леси Украинки«Проблемная философская драма-феерия «Лесная песня» — неповторимо прекрасна мыслями и мечтами, глубокими идеями и благородными чувствами, музыкальностью языка и красотой изображения волшебной украинской природы», — писал о произведении Леси Украинки М. Рыльский. Наша литература не знает другой драмы такого рода, которая бы за полнотой воспроизведения единства человека и природы сравнилась с «Лесной песней». В свою ... Читать далее...
- Сюжет «Ревизора» — Объединение гротескной бестолковости и чрезвычайной жизненностиВ 1835 году Гоголь написал комедию «Ревизор», что в 1836 году была поставлена на сцене в Петербурге и Москве. О возникновении идеи произведения автор позднее отмечал: «Мой смех сначала был добродушным; я совсем не думал высмеивать что-то с какой-нибудь целью, и меня настолько приводило в удивление, когда слышал, что, обижаются и даже сердятся на меня ... Читать далее...
- Объединение кружков рабочей литературы. Союз писателей ГерманииОбъединение кружков рабочей литературы включает в себя рабочих и служащих, которые в городских «мастерских» вместе с писателями и журналистами средствами литературы отображают жизнь людей наемного труда. «Таким образом, Объединение пытается осознать человеческие и материально-технические проблемы как социальные. Оно стремится способствовать изменению общественных отношений в интересах рабочих» 41. К середине 70-х годов Объединение кружков рабочей литературы ... Читать далее...
- Общество будущего в четвертом сне Веры ПавловныОбщество будущего показано в романе в четвертом сне Веры Павловны. Человек будущего, предсказывает Чернышевский, переделает природу при помощи чудесных машин. Он заставит природу служить себе, навеки освободится от «власти земли» над собой, сбросит с себя зависимость от стихийных сил природы. Труд перестанет быть тяжелым и позорным бременем, станет легким и радостным, ибо все тяжелые работы ... Читать далее...
- Характеристика Веры в романе «Герой нашего времени»План Вера — важный персонаж для понимания образа Печорина Характеристика Веры Портрет Умение любить Нравственная чистота Ценность Веры для Печорина Вера — важный персонаж для понимания образа Печорина Характеристика Веры в романе » Герой нашего времени » дает читателю возможность лучше узнать и понять главного героя — Печорина. Вера была его единственной любовью, а ведь ... Читать далее...
- Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова1. Художественные средства изображения героев. 2. Героя из народа и царское приближение. 3. Значение образа царя Ивана Васильевича. Уже само название «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова сближает ее с устным народным творчеством. Почему? Ответ нужно искать в первых строках поэмы: Ох ты той еси, царь Иван ... Читать далее...
- Образ и характер Бэлы Мери и Веры по роману Герой нашего времениНа том отрезке жизни Печорина, который дан в романе на его пути встречаются четыре жен-шины: девушка-контрабандистка, Бэла, Мери и Вера, Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерны причудливая изменчивость настроений, «быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности»; «она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то снова запевала песню». Ее ... Читать далее...
- М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича. Сравните образ Ивана Грозного в исторической песне «Правеж» с тем же образом в поэме ЛермонтоваСравните образ Ивана Грозного в исторической песне «Правеж» с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов? Подтвердите ответ текстом. В народных песнях образ Ивана Грозного идеализируется, в них воплотилась вера народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предстает перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Песня о песне»Тема поэтического дара входит в число важнейших и получает развитие еще в период раннего творчества Ахматовой. Автор создает оригинальный образ «Музы-сестры» или любимой подруги. Милая покровительница с ясным и ярким взором кажется простой, подобной земным девушкам: в произведении » Муза ушла по дороге…» крупный план изображения захватывает смуглые ноги богини, мокрые от осенней росы. Однако ... Читать далее...
- Кто побеждает в «Песне про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова?1. В творчестве М. Ю. Лермонтова слились принципы А. Романтизма и классицизма Б. Романтизма и реализма В. Реализма и сентиментализма Г. Классицизма и реализма 2. «Песня про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова является по жанру: А. Историческая поэма Б. Баллада В. Стилизованная в «народном стиле» историческая песнь 3. Кто побеждает в «Песне про купца Калашникова…» ... Читать далее...
- Музыкальная рецитация мотива в «Лесной песне»Музыкальная рецитация веснушек — это своего рода эксплицитное повторение космогонической, это «знак», что «уведомляет» о новом творении мира. А одним из основных образов, которые обозначают Жизнь во всей полноте ее форм и Природу в ее неисчерпаемой плодотворной деятельности, выступает сам «вечный и непобедимый Эрос». Поэтому мифологичные элементы вовсе не «приглушают», а, наоборот, подчеркивают эту священнодействующую ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Без веры в бога, без участья…»Летом 1898 года Александр Блок открыл для себя целую вселенную по имени Любовь Менделеева. Эта юная особа настолько поглотила все мысли 18-летнего студента, что он напрочь забыл не только о своем блестящем поступлении в университет, но и об увлечении театром, и даже о том, что его истинное призвание — писать стихи. К творчеству Блок вернулся ... Читать далее...
- Взаимоотношения Печорина с Верой. Письмо Веры. Анализ эпизодаИ ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» — Печорина. В стихах этих — весь Печорин, его мироощущение, его отношение к жизни, его отношение к любви. Таков ... Читать далее...
- ВерыСовременный публицист Захаров в своей статье взволновано рассуждает о вере, ответственности и о нравственном выборе человека. Проблемы, поднятые автором не новы, но очень актуальны. Интересен подход к раскрытию этих проблем. Автор приводит пример из первой редакции романа Булгакова «Мастер и Маргарита» о поступке воинствующего атеиста Антоши Безродного, который топчет ногами » очертания священного лика», поддавшись ... Читать далее...
- Песни возникновение колядокНесказанно прекрасен мир бытовой народной песни. Песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды. «У нас народ, — писал Н. А. Добролюбов, — сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль». Бытовые песни можно разделить на несколько групп. Обширна группа календарных песен — их пели в определенные дни года, ... Читать далее...
- Тема веры и безверия в драме М. Горького «На дне»М. Горький вступил в русскую литературу необычно. Его произведения потрясли русского читателя, потому что они показали ему смелого, сильного, прекрасного человека. Романтические произведения молодого писателя были совершенно противоположны всему, что появлялось в те годы в русской литературе. Одно из замечательных произведений Горького — пьеса «На дне» — гордость нашей русской драматургии. Она была задумана Горьким ... Читать далее...
- Что делать характеристика образа Веры ПавловныЧТО ДЕЛАТЬ? Из рассказов о новых людях Вера Павловна — главная героиня. «…Высокая стройная девушка, довольно смуглая, с черными волосами — «густые хорошие волоса», с черными глазами — «глаза хорошие, даже очень хорошие», с южным типом лица — «как будто из Малороссии; пожалуй, скорее даже кавказский тип, ничего, очень красивое лицо, только очень холодное, это ... Читать далее...
- Тема веры в высшие силы в «Колымских рассказах» В. Т. ШаламоваВ ряду писателей-философов XX века Варлам Тихонович Шаламов занял свое достойное место. Его «Колымские рассказы» — попытка поставить и решить важные нравственные вопросы времени, вопросы встречи человека и мира, правды, борьбы человека с государственной машиной, борьбы за себя, внутри себя и вне себя. Возможно ли активное влияние на свою судьбу, перемалываемую зубьями адской государственной машины? ... Читать далее...
Объединение языческой веры и христианства в календарно-обрядовой песне