Обличение нравов провинциальной России в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Известно, что единственный случай, когда Го­голь имел возможность наблюдать русский про­винциальный город, был в Курске, где ему при­шлось задержаться на неделю из-за поломки экипажа. Силою писательского таланта эти впе­чатления превратились в образы, вместившие всю Россию времен царствования Николая I. Любопытно, что это подтвердил даже сам Нико­лай. На пути из Пензы в Тамбов царь получил увечье и две недели лечился в Чембаре.

Выздо­ровев, он пожелал увидеть местных чиновников. Рассказывают, что государь пристально осмот­рел пришедших

и сказал губернскому предво­дителю дворянства: «Я их знаю…» А затем при­бавил по-французски, что видел их на представ­лении гоголевского «Ревизора».

Действительно, героями комедии Гоголь сде­лал чиновников уездного города. Благодаря простому на первый взгляд сюжетному ходу, когда проезжего мелкого чиновника принимают за ревизора, автор раскрывает быт и нравы не только провинциального заштатного городка, но и всей России.

Какова же Россия в миниатюре — город, из ко­торого, «хоть три года скачи, ни до какого госу­дарства не доедешь»? «На улицах кабак, нечисто­та!» Возле старого забора,

«что возле сапожни­ка… навалено на сорок телег всякого сору». Церковь при богоугодном заведении, «на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма… начала строиться, но сгорела». Что и говорить, уд­ручающая картина.

А как живется «купечеству» да «гражданству»? Кто обобран, кто выпорот, у кого синяки на ску­лах от усердия Держиморды, арестанты не кормлены, в больницах вонь, нечистота и боль­ные «все как мухи выздоравливают».

Всему виной в данном случае крайний цинизм и самоуправство «столпов города» — тех, кто в силу своего общественного долга призван противостоять беззаконию и радеть о благе го­рожан. Однако комический эффект в пьесе как раз и основывается на несоответствии поступ­ков героев их общественному долгу. Городни­чий, например, с гордостью объявляет: «Трид­цать лет живу на службе! Трех губернаторов об­манул!» Ему вторит судья: «Я говорю вам откровенно, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками; Это совсем иное дело».

Почтмейстер, выслушав поручение «всякое письмо этак немножко распечатать», наивно признается: «Знаю, знаю, этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а боль­ше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».

Итак, полная беспринципность, корыстный расчет, злоупотребление служебным положени­ем — вот то, что составляет основу сознания и деятельности «хозяев жизни». Гоголь открыто критикует взяточничество — самый опасный и распространенный порок огромного чиновни­чьего аппарата России. Недаром во время монолога городничего «Чему смеетесь?

Над собой смеетесь!» актер Щепкин подходил близко к рампе и бросал эти слова в чопорный партер, где сидело немало прототипов гоголевских ге­роев, среди которых, по словам самого Михаила Семеновича, половина «берущих» и половина «дающих».

Казнокрадство, взяточничество — все эти ужасные по своей сути явления — показаны Го­голем явлениями повседневными и вполне за­кономерными. По глубокому убеждению Антона Антоновича, «нет человека, который бы за со­бою не имел каких-нибудь грехов», который пропустил бы то, «что плывет в руки».

И вот теперь в городе ревизор «инкогнито» — неожиданная опасность для всех чиновников, но особенно для городничего. Ведь с отца горо­да первый спрос, да и грехи у него посолиднее: «в руки плывут» не только шубы и шали да кули товаров от купцов, а и государственная казна, средства, отпущенные на благоустройство го­рода, социальные нужды. А это скорым распо­ряжением не поправишь: «Не вывезешь горы мусора, не прикроешь соломенной вехой пустот и развалин, не выстроишь церковь, а главное — не заставишь молчать всех обиженных».

Однако в гостинице живет не ревизор, а жал­кий «елистратишка», промотавший в Петербур­ге все свои деньжонки. По законам комического жанра Гоголь наделяет своего героя, можно сказать, устрашающей фамилией, образован­ной от слова «хлестать» — бить наотмашь. И чи­новники трепещут. Не распознал «фитюльку», «пустышку» и сам городничий.

Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепу­ганный Антон Антонович воспринимает совсем в ином смысле. Однако все решило многократ­но испытанное средство — взятка. Она подтвер­дила мысль, что игра пошла по всем правилам. Теперь бы подпоить гостя и разведать все окон­чательно.

Кто из ревизоров отказывался от обильного хлебосольного угощения!

В конце концов, ревизор — «фельдмаршал» уже становится без пяти минут зятем Антона Анто­новича и покровителем его семейства. Зритель убеждается, что «легкость в мыслях необыкно­венная» свойственна не одному Хлестакову. Она уносит семейство городничего в Петербург, где Антон Антонович собирается «зашибить» гене­ральский чин, есть ряпушку и корюшку, а у Анны Андреевны должно быть в комнате «такое амб­ре, чтоб нельзя было войти».

И уже торжествует новоявленный генерал, перед которым все тре­пещут и дрожат: титулярные, городничие…

Несмотря на то, что сам городничий только что пережил панический страх, узнав, что купцы жа­ловались на него, теперь он безмерно счастлив. Ведь в дальнейшем, как он считает, этот страх будет пробирать других уже перед его особой. Приятно видеть дрожащих и трепещущих!

Пре­зрение к низшим и трепет перед высшими чина­ми — вот что составляет основу взаимоотноше­ний в чиновничьем мире.

Гоголь обещал Пушкину, что комедия будет «смешнее черта». И действительно, смешон каждый эпизод, каждая сцена комедии. Однако, показав не частных, а должностных лиц, в руках которых находится власть над людьми, Гоголь выводит сценическое действие за рамки анек­дотического случая.

Вспоминаются слова Чер­нышевского, который говорил, что Гоголь «пер­вый представил нас нам в настоящем нашем ви­де… Первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими».




Обличение нравов провинциальной России в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»