Обличие крепостничества в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

Роман «Господа Головлевы» замыкал этап творчества Салтыкова-Щедрина. Это произведение и его тема семьи воз­никли неслучайно. Уже в середине 80-х годов появился целый ряд щедринских сатирических произведений, которые разоблачали дворянское буржуазное общество с его понятиями о семье, соб­ственности.

Проблемы семьи занимали многих писателей. Эта тематика затра­гивается Толстым в романе «Анна Каре­нина», Достоевским в «Братьях Карама­зовых». Салтыков-Щедрин на примере господ Головлевых показал, как семья подрывалась изнутри,

постепенно пре­вращаясь в ничто.

Имение Головлевых не бедное, более того, оно постепенно богатеет, но это накопительство не ук­репляет семью, а наоборот, способству­ет ее распаду. Между членами семьи рвутся родственные связи, отношения между родителями и детьми строятся на взаимной вражде. Все дети из семьи Головлевых воспитаны в духе нелюбви и постоянных ссор.

Главой семейства считается Арина Пе­тровна Головлева. Это сильная и власт­ная женщина, которая целью жизни сде­лала накопительство. Жизнь ее — это вечная погоня за деньгами, лишь за своими подсчетами прибыли она чувст­вует себя счастливой. У

Арины Петров­ны не осталось никаких материнских чувств. В детях она видит только лиш­нюю обузу.

Порочное семейное воспи­тание, при котором каждый старался урвать кусок побогаче и пожирнее, ска­залось на детях самым неблагоприят­ным образом, лишило их таких черт ха­рактера, как милосердие, доброта, ве­ликодушие. Матери совершенно не было дела до старшего сына, дочь она вспоминала лишь тогда, когда видела «двух щенков», как она называла вну­ков. Смерть дочери для нее ничего не значила. Немного другим было отноше­ние к среднему сыну — Порфирию. Она его «не то чтоб любила, а словно побаи­валась».

Что-то подобное она испыты­вала и по отношению к собственному мужу. Владимир Михайлович Головлев в свободное время занимался тем, что писал стихи в стиле Баркова. Отноше­ния между супругами были довольно своеобразными: «муж называл жену «ведьмою» и «чертом», жена называла мужа «ветряною мельницей» и «бесструнной балалайкой»». Старший сын Степан окончил курс в одной из москов­ских гимназий и поступил в универси­тет. Денег, которые мать давала, хвата­ло ему лишь на то, чтобы не помереть с голода.

Он стал чем-то вроде прижи­вальщика у богатых студентов и шутом из-за страсти к поддразниванию. Имен­но Степан и окрестил Порфишу Иудуш­кой. После окончания университета мать отправила Степана в Петербург. Начались скитания. «Протекций у него не было, охоты пробить дорогу личным трудом — никакой».

Арина Петровна по­пробовала устроить Степку-балбеса в надворный суд, но через три года его уже там не было. И мать решилась на крайнюю меру: «выбросила ему кусок», то есть дом в Москве. Дом оказался вскоре продан, и Степка питался снача­ла у крестьян, потом вынужден был вер­нуться к матери. Ко времени его воз­вращения это был больной, осунувший­ся, безразличный ко всему человек. Его волновало только одно: будет ли мать давать на табак.

В усадьбе ему чудился гроб. Для совета мать вызвала сыно­вей. Степку поместили во флигеле и да­ли ему отцовский засаленный халат. В жизни Степана была пустота, ничем не заполненная пустота: «утром он про­сыпался со светом, и вместе с ним про­сыпались: тоска, отвращение, нена­висть».

Однажды Степан попробовал бежать, но его вернули. Умер он тихо и незаметно.

Так же тихо окончил свою жизнь Па­вел. Ему тоже «выбросили кусок» — в Дубровне. Теперь там жила и сама Ари­на Петровна вместе с внучатами Анинькой и Любинькой. Павел Владимирович был в прошлом офицером. Этот ничем не примечательный человек боялся мать и ненавидел Иудушку.

Незадолго до смерти Павла Иудушка стал его наве­щать. Он чувствовал себя уже хозяином усадьбы. Перед смертью Павел так чес­тил брата: «Кровопивец.

Мать по миру пустил». Да и сама Арина Петровна те­перь видела в сыне кровопийцу. Она уже больше не была той властной женщи­ной, которая держала в страхе все се­мейство, для нее теперь «не существо­вало ни прошлого ни будущего, а суще­ствовала только минута, в которую предстояло жить». Самым ярким в ро­мане выступает Порфирий. «Порфирий был известен в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и от­кровенного мальчика, прозванного так еще в детстве Степкой-балбесом».

Уже в детстве Порфирий умел «приласкать­ся» и «слегка понаушничать».

Порфирий Головлев — собственник, приобретатель, для которого нажива является первейшей необходимостью. Все эти хищнические интересы прикры­ваются лицемерными речами. Он умеет втереться в доверие к матери и с ее по­мощью обеспечить себе лучшую долю наследства. Иудушка живет ложью, его лицемерие помогает ему прикинуться религиозным человеком, строгим, но справедливым отцом, хорошим хозяи­ном. Иудушка богатеет, при этом все больше людей попадает в его зависи­мость.

Иудушку охватывает злорадное стремление, обездоливая ближнего, «досадить ему», измучить его словес­ным зудением. Тираническое слово Иу­душки настигало каждого. Все домаш­ние его боятся и стараются не попа­даться на глаза. «Ядом поливает» — так говорит о его речах сама мать. «Крово­пивцем» именуют брата Степан и Па­вел.

Володенька жалуется: «Очень, ба­бушка, надоедает… С ним только заго­вори, он потом не отвяжется. Постой да погоди, потихоньку да полегоньку…» Петенька в глаза называет отца «убий­цей», говоря: «…у вас ведь каждое сло­во десять значений имеет: пойди уга­дай». «Страшно с вами», — откровенно признается Анинька.

Даже Евпраксеюшка поняла, что он не разговаривает, а тиранит: «…в нем эта злость действу­ет. Знает он, который человек против него защиты не имеет — ну и вертит им, как ему любо».

Но пустословие Иудушки не прошло да­ром. Всю жизнь принося другим страда­ния, оно обернулось в конце концов про­тив самого хозяина. Пустые слова отго­родили Иудушку от живых людей. Его душа зачерствела, воля парализовалась, Иудушка перестал ощущать реальную жизнь.

Порфирия охватила духовная лень, умственная и нравственная апатия. Порфирий приходит к мысли о само­убийстве. В мокрую мартовскую метель он идет на Могилу матери, чтобы там умереть.

К этому времени он полностью опустившийся человек, которого пресле­дуют галлюцинации.

На примере семьи Головлевых Салты­ков-Щедрин показал гибельность стя­жательства, жадности, накопительства, лицемерия и пустословия. Именно они привели к упадку и разложению поме­щичий класс.




Обличие крепостничества в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»