«Обломовщина» — явление врожденное или приобретенное?

1. Сюжетная канва романа «Обломов». 2. Штольц — антипод Обломова. 3. Значение романа И. Л. Гончарова в наше время.

Роман И. А. Гончарова «Обломов» был закончен в 1857 году, в то время, когда на смену крепостнической эпохе стали приходить новые общественные отношения. В России стало зарождаться «третье сословие», класс буржуазии. Развитие промышленности диктовало другой ритм жизни, но старые полуфеодальные отношения, «барство» тормозили развитие нового. Эти проблемы волновали И. А. Гончарова, когда он работал над романом.

Его

интересовало «барство» с социальной и с психологической точек зрения. Мы говорим о «барстве души». Сюжетная канва произведения такова.

В первой части Илья Обломов лежит на диване. Во второй части он влюбляется в Ольгу Ильинскую. В третьей части Ольга понимает, что ошиблась в Обломове.

В заключительной части Ольга выходит замуж за друга Обломова Андрея Штольца, а Илья Ильич женится на хозяйке дома, в котором он снимает квартиру. Краткое содержание романа умещается в нескольких строчках. Но события не столь важны.

Важно отсутствие их. Это произведение о том, что ни любовь, ни дружба, ни работа не

пробуждают к активной деятельности главного героя романа, Илью Ильича Обломова. Первая часть романа посвящена подробному описанию образа жизни Обломова. Главный герой лежит на диване весь день и вяло переругивается с Захаром. «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее… для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память… на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки… можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и, вообще, лишено было следов человеческого присутствия». Друзья не могут вытащить Обломова на прогулку: он отговаривается, ищет всевозможные предлоги для того, чтобы полежать дома на диване.

Все, что происходит вокруг, Илья Ильич узнает с чужих слов, но несмотря на это, суждения его весьма разумны. Он не занимается хозяйством, дела его крайне запутаны. Обломов надеется, что все решится само собой и ждет приезда своего друга Андрея Штольца, который поможет разобраться со всеми проблемами.

Писатель пытается понять причину характеров таких людей как Обломов и Штольц. Мы узнаем об их детских годах, о том, как и под воздействием чего формировались их жизненные взгляды. Обломов, выросший в окружении мамок и нянек, впитал в себя мысль, что лучше и проще не работать. А получать все блага жизни за счет других. Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» говорил, что характер Обломова сформировали «Захар и еще 300 Захаров».

Леность души, которая въелась в главного героя романа, руководит всеми его поступками. Когда Илья Ильич приехал в город поступать на должность, он тянул время, нерадиво справлялся со своими обязанностями. После этого он «заболевает» и не появляется на службе.

Так же безуспешно закончились попытки Штольца пробудить Обломова, но даже возникшая в сердце Ильи Ильича любовь к Ольге Ильинской не может вывести его из состояния сна. Образу Обломова противопоставлен образ Андрея Штольца. Воспитание его в корне отличалось от воспитания Ильи Ильича.

Отец-немец приучал сына с малых лет к ответственности за собственные поступки. Говорил ему о том, что только упорный труд, работа приносят и личное и общественное благополучие. Вспомним тот эпизод, когда отец выставляет его из дома «в люди», Андрей обращается к богатым знакомым не за помощью, а как равный к равным. Он зарабатывает свои собственные «сто тысяч дохода и двухэтажный каменный дом».

И. А. Гончаров воплотил в образе Штольца свой идеал деятельного и вместе с тем богатого внутренне человека. По мнению писателя, этот симбиоз немецкой практичности и русской духовности должен прийти на смену барствующим бездельникам. Но несмотря на отрицательную оценку состояния «постоянного сна души» Обломова, его образ трагичен. По своей натуре Илья Ильич сердечный и добрый человек, он никому не желает зла.

Наоборот, это его пытаются обмануть на каждом шагу жулики вроде управляющего, брата вдовы Пшеницыной. Он осознает неприглядность своего положения, безысходность и пустоту смысла жизни, но ничего не может с этим сделать. Он сам выносит себе приговор, отвечая на вопрос Ольги Ильинской, что же погубило его; этот приговор — «обломовщина». Образ Обломова — это порождение русской действительности, это целое явление.

Обломов задает вопрос Штольцу: зачем нужна вся эта суета, зачем надо ездить в гости, общаться со знакомыми, которые, как и сам Обломов, проводят жизнь, как во сне. Если сон души царит вокруг, то чем же он хуже? Он просто лежит на диване и спит. Обломов спрашивает у Штольца, зачем тот работает, ведь уже достаточно денег заработано.

Этих денег хватит и детям, и внукам. Но Штольц говорит, что работа нужна для самой работы, необходимо ощущать биение жизни каждую минуту, надо чувствовать, что ты человек. Безделье развращает душу, превращая человека в паразита, живущего за чужой счет. Человек постепенно деградирует, утрачивает все лучшее, что в нем было, что ему дано природой.

И. А. Гончаров видел опасность «обломовщины», так как она проникала в российскую жизнь. Как отмечал Н. А. Добролюбов, «давно уже замечено, что все герои замечательнейших русских повестей и романов страдают оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с Обломовым». Нам вспоминаются характеры Евгения Онегина, Григория Печорина.

Они берутся за многое, но ничего стоящего не достигают. Они не умеют любить, не знают, чего искать в любви да и в жизни. Разница между ними и Обломовым только в том, что Гончаров уложил своего героя на диван, надел на него старый халат и приставил к нему Захара, который заботился о своем господине. В своем произведении Гончаров в образе Обломова показал русский человеческий тип, показал стиль русской жизни, одну из характерных сторон ее действительности. Писатель поднимает образ своего героя до уровня символа, выводя из него социальное явление, губительное для человека — «обломовщину», которая душит любые начинания, усилия личности подавляет волю человека.

Так все-таки «обломовщина» — это врожденное или приобретенное состояние души? Разумеется, приобретенное. Ведь жизнь человека заключается в действии, в желании ввести что-то новое, в стремлении придать осмысленность своей жизни, в конце концов, в попытке ускорить процесс развития и своего существования, и развития общества. Это естественные потребности людей. Но все эти стремления и качества могут погибнуть, если их не развивать, если не работать над собой.

А это непросто, это постоянный процесс движения мысли. И хотя мы понимаем, что И. А. Гончаров искренне жалеет своего героя, сочувствует ему, но будущее за такими героями, как Андрей Штольц. Кстати, сам писатель говорил, что образ Штольца «не живой, а просто идея».

И тем не менее роман «Обломов» вызывал и вызывает много споров среди читателей, потому что проблемы, которые решал автор, злободневны и в наше мобильное сложное время.




«Обломовщина» — явление врожденное или приобретенное?