План.
Знакомство с героями рассказа.
Письмо от папы.
Сборы в дорогу.
Телеграмма.
Ссора между братьями и ее последствия.
Сговор братьев.
2. Выборочный пересказ по плану
3. Обобщающая работа над отрывком из произведения А. П. Гайдара «Чук и Гек»
Учитель. Сегодня мы заканчиваем работу над отрывком из произведения Гайдара «Чук и Гек». В учебнике напечатана только часть рассказа, но отрывок назван так же, как и весь рассказ.
А может быть, вы захотите озаглавить этот текст подругому? Как?
(Некоторые ребята считают, что этому отрывку нужно другое название, например:
«Братья»;
«Драчуны»;
«Телеграмма»
И т. д.
Но большинство учащихся пришли к выводу, что всетаки лучшим является прежнее заглавие: «Чук и Гек», т. к. именно оно отражает главную тему, рассказывает о жизни двух маленьких мальчиков, об их радостях и огорчениях, а также о том, что происходило с этими героями.)
Учитель. Скажите, ребята, для чего Гайдар написал это произведение?
Дети. — Чтобы на примере двух мальчиков показать, что такое хорошо и что такое плохо.
И чтобы показать, к чему могут привести шалости и необдуманные поступки.
Чтобы читатель задумался, какими должны быть взаимоотношения между родными братьями в семье.
Чтобы старшие заботились о младших.
Чтобы жили дружно, а не дрались между собой и не ссорились.
Любили маму, заботились о ней, а не огорчали ее ссорами и драками.
— Были честными и говорили только правду, какой бы Она ни была горькой и неприятной.
Учитель. Вот видите, сколько полезного можно найти в этом произведении. Именно эти мысли вложил автор в образы мальчиков и хотел, чтобы читатель оценил их поведение и поступки и сам сделал для себя вывод.
А теперь скажите: это произведение — поэзия или проза? Почему?
Дети. — Это проза: здесь в тексте нет ни ритма, ни рифмы.
— В этом тексте рассказывается больше о событиях и о Героях, а не об их чувствах.
Учитель. Так как вы захотели узнать, как будут развиваться дальнейшие события, мы с вами решили провести еще один урок, посвященный этому произведению, урок внеклассного чтения, после того как вы прочитаете текст полностью.
Но чтобы вам было легче читать это произведение и работать над ним, я приготовила для вас карточки с заданиями.
Дайджест:
- Работа над характеристиками главных героев — Чука и ГекаУчитель. Перескажите особенно запомнившиеся вам случаи из жизни мальчиков, описанные автором. Учитель. Как вы относитесь к братьям: кто из них вам больше понравился и почему? Докажите словами из текста. Дети. — Мне понравился Чук. Он увлекался коллекционированием, умел показывать китайские фокусы. А мне понравился больше Гек; он умел петь песни и был честным: не хотел ... Читать далее...
- Работа и история замысла произведения «Капитанская дочка»Работа над «Капитанской дочкой» завершилась 19 октября 1836 года. Вчерне роман был написан еще 23 июля. Но затем Пушкин занялся его перепиской, внося необходимые поправки и уточнения. Последние страницы подготовлялись к печати именно в этот знаменательный для Пушкина юбилейный день — исполнялось двадцать пять лет со дня открытия Лицея. Пушкин собирался печатать роман в четвертом ... Читать далее...
- Работа над содержанием рассказа Н. М. Артюховой «Большая береза»1. Работа по разделу «Предварительное чтение» 2. Беседа по содержанию текста (Учащиеся обмениваются впечатлениями от рассказа по вопросам учителя: Понравился ли вам рассказ? Чем? А как вы определили тему: о чем этот рассказ? 3. Чтение текста с подробным анализом (Работа проводится следующим образом: ученик по вызову учителя читает текст и останавливается на том месте, где, ... Читать далее...
- Краткое содержание «Чук и Гек» ГайдараГайдар Аркадий Петрович Произведение «Чук и Гек» Чук и Гек вместе с мамой живут в Москве. Приходит от отца, работающего в тайге начальником развед.-геолог. станции, телеграмма. Папа приглашает всех в гости. Мальчики уговаривают маму поехать. Она соглашается и идет за билетами. В это время приносят еще одну телеграмму, но дети утаивают ее от матери, так ... Читать далее...
- Что значит для Вас работа учителемРабота преподавателем. Всегда будет востребована профессия преподавателя. Учитель не скован временем или территориально, он необходим всегда и везде. С этим словом у большинства ассоциируется лишь школа, однако мы учимся на протяжении всей жизни. Даже когда тебе было два-три года ты учился, познавал этот мир, а мама была твоим учителем. Именно поэтому каждый школьный учитель будет ... Читать далее...
- Работа над сочинением в 3-ем классеВ 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся: 1. писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях. 2. Написать рассказы о случаях из своей жизни. 3. Писать рассказы по одной картине и по ... Читать далее...
- Нравственные ценности. Что главное в жизни: семья или работа?Что главное в жизни: семья или работа-вот проблема, над которой рассуждает Д. Ю. Беличенко. Писатель для полного раскрытия поставленного вопроса выбирает форму письма другу, которому герой откровенно доверяет все свои размышления, сомнения. Мужчина, серьезно задумывается, что для него важнее: работа или семья. В результате он выбирает последнее. Д. Ю. Беличенко, сам отец шестерых детей, несомненно, ... Читать далее...
- Краткое содержание «Тимур и его команда» ГайдараГайдар Аркадий Петрович Произведение «Тимур и его команда» Полковник Александров уже три месяца на фронте. Он присылает в Москву своим дочерям телеграмму, предлагает им провести остаток лета на даче. Старшая, восемнадцатилетняя Ольга, едет туда с вещами, оставив тринадцатилетнюю Женю прибрать квартиру. Ольга учится на инженера, занимается музыкой, поет, она строгая, серьезная девушка. На даче Ольга ... Читать далее...
- Краткое содержание повести Гайдара «Военная тайна»Натка Шегалова мечтает стать капитаном парохода или летчицей, но ее посылают в пионерский лагерь «Артек» пионервожатой. Девушка не любит эту работу, ей кажется, что она находится не на своем месте. По дороге в лагерь она встречается со своим дядей, полковником Шегаловым, героем гражданской войны. Полковник успокаивает Натку, говоря, что ей нужно подучиться, подтянуться, не робеть, ... Читать далее...
- Работа над сочинением во 2-ом классеСочинения во 2-ом классе — это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года. Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь ... Читать далее...
- Повесть Гайдара «Военная тайна»В 1932 году Гайдар пишет повесть «Дальние страны». Она убеждает читателя в том, что никто не может находиться в стороне от перемен, происходящих во всей стране. Активными участниками строительства нового становятся и дети. Гайдар воссоздает в повести жизнь 30-х годов во всей ее полноте: здесь и живые приметы строительства, и изображение классовой борьбы в деревне, ... Читать далее...
- Работа над выразительностью чтения басни Л. Глибова «Лисица-Жалобница»Во время подготовки к чтению этой басни учителю надо вспомнить с шестиклассниками все сведения о басне. Он подчеркивает, что в баснях приходится встречаться с разнообразными персонажами. — Какой характер воплощает образ Лисицы в любой басне? . — Какая же черта характера наиболее полно раскрывается в этом произведении? . Школьникам дается возможность пересказать басню своими словами, ... Читать далее...
- Идейный мотив повести Гайдара «Судьба барабанщика»Повесть «Судьба барабанщика» написана барабанщика» Гайдаром в 1938 году. Она рассказывает о суровых испытаниях, выпавших на долю тринадцатилетнего мальчика Сережи Щербачева, барабанщика пионерского отряда. Мальчик гордится своим отцом, который боролся за революцию. Но отца арестовали за растрату казенных денег. Мальчик мечтал быть смелым солдатом-барабанщиком, похожим на маленького французского героя, о котором он читал, но, утратив ... Читать далее...
- Краткое содержание повести Гайдара «Тимур и его команда»Полковник Александров уже три месяца на фронте. Он присылает в Москву своим дочерям телеграмму, предлагает им провести остаток лета на даче. Старшая, восемнадцатилетняя Ольга, едет туда с вещами, оставив тринадцатилетнюю Женю прибрать квартиру. Ольга учится на инженера, занимается музыкой, поет, она строгая, серьезная девушка. На даче Ольга знакомится с молодым инженером Георгием Гараевым. Она допоздна ... Читать далее...
- Семейная проблема. Что важнее в жизни: семья или работа?Что важнее в жизни: семья или работа — вот проблема, над которой рассуждает Д. Беличенко. В «Письме к другу» автор говорит, что семья и работа — это два разных мира. Д. Беличенко искреннее признается, что семья для него важнее, хотя к этому выводу автор пришел достаточно поздно. Будучи молодым, он всегда считал главной работу, ведь ... Читать далее...
- Работа над произведением Г. СковородыПребывание в селе Ковраи было важным этапом в развитии мировоззрения Г. Сковороды, в формировании его эстетичного идеала. Ковалинский пишет, что он тогда полностью «предался любомудрию, то есть исканию истины». Как крестьянский просветитель он живет среди народа, пронимается его думами и надеждами, бесповоротно решает, что его судьба — с народом. Поэтому антинародное движение 50-х гг. крестьянские ... Читать далее...
- Моя работа в мастерскойСейчас много товаров и нужных вещей продается в магазинах и на рынках, но я с уважением и даже с легкой завистью отношусь к тем людям, которые все могут сделать своими руками. С нетерпением ожидал я, когда у нас начнутся уроки труда в школьной столярной мастерской. И вот наступил этот день. Учитель труда сначала подробно рассказал ... Читать далее...
- Краткое содержание «Р. В. С.» ГайдараГайдар Аркадий Петрович Произведение «Р. В. С.» Осевшие и полуразрушенные сараи, куда немцы свозили сено и солому. Атаман Криволоб расстрелял здесь четырех москалей и одного украинца, поэтому мальчишки боятся здесь играть. Не боится только Димка: от прячет в сарае две обоймы патронов, шомпол от винтовки и заржавленный австрийский штык без ножен и играет в разных ... Читать далее...
- Рассказ Гайдара «Голубая чашка»«Голубая чашка» Рассказ «Голубая чашка» появился в 1936 году в журнале «Пионер». Работал Гайдар над ним упорно и долго: начал в 1934 году в Арзамасе, продолжал писать в Ленинграде, советуясь с Маршаком, редактировал в 1935 году под Москвою, в Малеевке. Первоначально рассказ начинался с небольшой семейной ссоры. Маруся рассердилась на пятилетнего сына и мужа, подозревая, ... Читать далее...
- Повесть А. Гайдара «Тимур и его команда»Свойственный А. Гайдару сплав «чего-то мальчишеского и чего-то солдатского», пожалуй, сильнее, чем другие его книги, выразила повесть «Тимур и его команда», появившаяся чуть позже одноименного сценария. Она была закончена 27 августа 1940 года и впервые напечатана в «Пионерской правде», а уже в 1941 году трижды выходила отдельным изданием. Книга эта написана в тревожное, предвоенное время, ... Читать далее...
- Тестовая работа по литературной сказке И. Франко «Крашенная Лиса»Цель: проверить знание учеников о содержании литературной сказки»Крашенная Лиса», средства выразительного чтения, развивать творческие способности детей, воспитывать активную жизненную позицию. Тип урока: Урок проверка знаний. Ход урока. I. Объявление темы, цели урока. II. Тестовая работа. I уровень 1. Литературными называются сказки: А) напечатанные в книжках; б) созданные писателями; В) созданные народом. 2. «Крашенная Лиса» принадлежит ... Читать далее...
- Краткое содержание повести Гайдара «Р. В. С.»Осевшие и полуразрушенные сараи, куда немцы свозили сено и солому. Атаман Криволоб расстрелял здесь четырех москалей и одного украинца, поэтому мальчишки боятся здесь играть. Не боится только Димка: он прячет в сарае две обоймы патронов, шомпол от винтовки и заржавленный австрийский штык без ножен и играет в разных командиров. Если белый, то приговаривает: «Коммунию захотели? ... Читать далее...
- Работа над сочинением по повести Тарас БульбаЦель: Работа над развитием связной речи учащихся; подведение итогов работы над повестью; про-верка и закрепление знаний учащихся; совер-шенствование навыков работы над сочинением; формирование умения сохранять и передавать змоциональный настрой произведения. ХОДУРОКА І Актуализация Опорных Знаний Учащихся Чтение и обсуждение домашних сочинений-миниатюр «О чем говорили казаки, вспоминая своего атамана». Образец сочинения Только что закончилась бешеная погоня. ... Читать далее...
- Закончена работа над романом «Мастер и Маргарита»;. Пришло время подвести итогиЗакончена работа над романом «Мастер и Маргарита». Пришло время подвести итоги Я даю вам 4 темы, которые разбиты на вопросы. Все эти вопросы мы осветили на уроках. Для тех, читал роман, кто работал на уроке, будет несложно выполнить эту работу. Ответить ПИСЬМЕННО на все вопросы, обозначив их цифрами, как И в темах. Выполнить все 4 ... Читать далее...
- Письменная работа по творчеству И. А. Гончарова — 1 вариантПрочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2. Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, ... Читать далее...
- Работа над произведением «Мой любимый герой романа»Цель: Развитие связной речи учеников; проверка знаний, усовершенствование навыков работы над произведением по плану; воспитание культуры письменной речи. Оборудование: Иллюстрации к роману. Ход урока. I. Актуализация опорных знаний учеников. Чтение и обсуждение планов к образам леди Ровены и Ребекки. Приблизительные планы. . Леди Ровена. Отображение событий Средневековой Англии в судьбе персонажей романа В. Скотта «Айвенго». ... Читать далее...
- Краткое содержание рассказа Гайдара «Голубая чашка»Повествование ведется от имени отца. Под Москвой снимают дачу отец, мать Маруся и их дочь, шестилетняя Светлана. Отец и дочка мечтают купаться, ловить рыбу, собирать ягоды, но Маруся сперва заставляет навести на даче порядок. Когда все дела сделаны, к Марусе приезжает в гости ее старый друг, полярный летчик. Маруся проводит весь день с ним, а ... Читать далее...
- Герой киносценария и повести А. Гайдара «Тимур и его команда»Самый известный и популярный герой детской литературы советского периода. В ранней редакции «Дункан и его команда» — герой Вовка Дункан. Очевидно влияние произведения Жюля Верна: яхта «Дункан» по первому тревожному сигналу отправилась на помощь капитану Гранту. Руководители киностудии потребовали переименовать героя, и тогда Гайдар дал герою имя собственного сына, которого в жизни называл «маленьким командиром». ... Читать далее...
- РАБОТА НАД СТИЛЕМСоблюдение норм литературного языка — неотъемлемая черта культуры речи, а стилистические нормы выступают критерием оценки языковых единиц, которые функционируют в тому или другому стиле речи. Выпускники, абитуриенты должны быть осведомлены со средствами стилистически грамотного построения высказывания, в частности произведения. Нужно непременно использовать образные средства языка — средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворение, аллегории, символы, гиперболы, средства ... Читать далее...
- Самостоятельная работа «Обособленные члены предложения»Цели: контроль и коррекция уровня усвоения материала, умения применять на практике полученные знания. Оборудование: репродукции картин И. Крамского «Неизвестная» и В. Перова «Птицелов». Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока I. организационный этап II. Мотивация учебной деятельности Учитель. Обособление как средство смыслового и эмоционально-экспрессивного выделения особенно важных деталей сообщения не одинаково используется ... Читать далее...
Обобщающая работа над отрывком из произведения А. П. Гайдара «Чук и Гек»