Обращение к историческому прошлому в повести «Тарас Бульба»
Обращение к историческому прошлому для Пушкина, Гоголя и Лермонтова означало, прежде всего, выяснение движущих начал общественного развития. Совсем не случайно то, что все эти писатели показывают решающую роль народа в историческом процессе, «Тарас Бульба», «Вадим», «Капитанская дочка» по-разному, с разных сторон освещают общую для них, основную тему. Носителем исторической справедливости, исторического разума являются не высшие сословия, не узкая каста людей, а широкие слои народа.
В письме к Погодину по поводу его исторических
Это вечная истина, а доказательство в наше время». Это суждение писателя весьма примечательно. Гоголь излагает здесь как бы результат своих длительных размышлений относительно исторического развития и современной общественной жизни.
Эти мысли Гоголя живо перекликаются с другим не менее важным его высказыванием. В письме к тому же Погодину Гоголь сообщал: «Пушкин
Совершенный роман!». Высокая оценка Гоголем работы Пушкина над историей Пугачева, едва ли не первым слушателем которой ОН был, делает не только честь его проницательности, но и характеризует широту его исторических воззрении. Пушкин, несомненно, был посвящен в творческие замыслы «Тараса Бульбы» так же, как Гоголь был осведомлен о ходе работы Пушкина над исторической темой.
И в то же самое время, не зная ни о замыслах Пушкина, ни о замыслах Гоголя, Лермонтов работает над «Вадимом».
В этом одновременном обращении к истории, К теме народа трех корифеев русской литературы есть своя внутренняя логика, логика жизни, точно так же, как есть своя закономерность В появлении в этот период целой серии исторических романов Булгарина, исторических драм Кукольника, мутного потока охранительной исторической литературы.
В то время как Пушкин, Гоголь, Лермонтов при изображении исторического прошлого опирались на реалистические принципы — каждый по-своему, весьма своеобразно, но, несомненно, в основе реалистически подходили к показу прошлого,- представители охранительного исторического романа были последовательными реакционными романтиками.
«Историзм» Булгарина, Масальского и других носил чисто декоративный, бутафорский характер. Дело вовсе не меняется от того, что, скажем, Булгарин выступал под флагом документальности. «Документализм» у Булгарина переплетался с авантюрностью. Историческая эпоха в произведениях Булгарнна характеризовалась в лучшем случае лишь отдельными бытовыми деталями, изображением некоторых черт внешнего облика жизни людей; основные исторические конфликты, противоречия оставались в стороне, черты эпохи отсутствовали и в показе героев, их психологии, их действий.
Эта пушкинская характеристика может быть полностью распространена на все сочинения исторического жанра представителей охранительного лагеря. В противовес историческому декоративизму Пушкин выдвигал принцип — «воскресить минувший век во всей его истине». Пушкин, а вместе с ним и Гоголь ‘изображали определенную историческую эпоху в се жизненной конкретности, в ее противоречиях, борьбе.
Герой в их произведениях несет в своем внутреннем облике, в своей психологии черты, типичные для эпохи, в которой он живет и действует. Реалистическое изображение людей, характеров тесно сливалось здесь с утверждением передовых идей.
Своеобразие, идейно-художественные особенности «Тараса Бульбы» определяются прежде всего своеобразием тех исторических проблем, которые раскрываются Гоголем и его эпопее. Ко времени ее создания украинская историческая тема была, в общем, довольно широко представлена в русской литературе. Она заняла значительное место в творчестве писателей-декабристов.
Опираясь на творческий опыт декабристов, Гоголь в разработке исторической темы шел, однако, своим путем. Прежде всего, он преодолел в «Тарасе Бульбе» то противоречие героя народа; которое было у поэтов-декабристов, изображавших героев-одиночек. В отличие от писателей, Гоголь показал широкий размах народного движения против национального гнета.
Утверждая принципы реалистического искусства, Гоголь встал на позиции историзма; он во многом преодолел черты абстрактности, свойственной образам Ф. Глинки и К. Рылеева, рисуя людей, эпоху в их конкретном, историческом своеобразии.
Обращение к историческому прошлому в повести «Тарас Бульба»