Образ автора в ранних рассказах М. Горького
Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» имеют сложное построение — рассказ в рассказе. Следовательно, в каждом из названных произведений есть два рассказчика: «внутренний» рассказ ведет старый человек, а «внешний» рассказ, который, как рама, окружает историю старика, принадлежит автобиографическому герою. Благодаря этому молодому человеку, читатель имеет представление о внешности стариков рассказчиков. Макар Чудра — красивый цыган — сторожит коней своего табора. Он «похож на старый дуб,
Старуха Изергиль работает на винограднике и напоминает автобиографическому герою страшную колдунью из романтической сказки: тусклые глаза; сухие, потрескавшиеся губы; сморщенный нос, загнутый, как у совы; черные ямы вместо щек; звук голоса похож на хруст костей. Надыр-Рагим-оглы — крымский чабан. Этот мудрый старик — пантеист, он совершенно слит с природой. Достаточно вспомнить, как он рукой прогоняет волну и она послушно скатывается в море. Автобиографический герой описывает обстановку, в которой происходит его беседа со стариками.
Судить
В начале рассказов ночная природа таинственна, так как автобиографический герой ожидает услышать от стариков чудесную легенду или необычную историю о сильных, красивых, мужественных людях. А в конце рассказа помещается печальная картина предрассветной поры, когда после увлекательной истории молодой человек опять возвращается в привычную, серую жизнь. Например, рассказ «Макар Чудра» заканчивается так: «Макар замолчал и, спрятав в кисет трубку, запахнул на груди чекмень. Накрапывал дождь, ветер стал сильнее, море рокотало глухо и сердито». Очень похожую концовку имеет «Старуха Изергиль»: «По небу все ползли гучи, медленно, скучно…
Море шумело глухо и печально» . Кроме описания старика рассказчика и окружающей обстановки автобиографический герой выполняет и третью функцию: он слушает стариков и спорит с ними, помогая тем самым раскрыться этим героям. Молодой человек из «Макара Чудры» озабочен несчастливой жизнью простых людей, он хочет учиться у них и учить их. Л старый цыган советует ему только ходить и смотреть на мир, так как давно проверено — люди не слушают никаких поучений: «Кто скажет, зачем он живет?
Никто не скажет, сокол! И спрашивать себя про это не надо. Живи, и все тут».
Старуха Изергиль упрекает автобиографического героя за пассивность, осторожность, рассудочность: «У!., стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны… Мы любим жить.
Смотри-ка, разве не устали за день те, которые поют там? С восхода до заката работали, взошла луна, и уже — поют! Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот — поют» . Чабан Рагим после недолгих уговоров соглашается рассказать молодому слушателю сказку-песню о Соколе — своего рода поучение о правильной и прекрасной, с точки зрения чабана, жизни. Наконец, автобиографический герой подводит итог философского спора, который ведется в каждом рассказе.
Ведь легенды и истории стариков ставят важнейшие нравственные вопросы о смысле жизни и предназначении человека. Макар Чудра, как романтический герой, считает, что в мире есть одна ценность — абсолютная свобода, которую надо отстаивать всеми силами до конца. Поэтому с таким воодушевлением рассказывает Макар о любви-поединке двух замечательных молодых людей — Лойко и Радды.
Конечно, этот поединок любви и гордости не мог закончиться ничем, кроме смерти обоих героев. Старого цыгана, однако, это не пугает, он произносит свой вывод-приговор: «Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, — век свой будешь свободной птицей». А молодой слушатель не соглашается с такой жизненной позицией: по его мнению, абсолютная свобода, к которой стремились герои из рассказа Макара Чудры, внешне очень привлекательна, но по сути ведет к самоизоляции и одиночеству.
Жизнь гордых красавцев Лойко и Радды весьма романтична, но совершенно бесполезна. Недаром финал их любви не рождает в душе автора ничего, кроме грусти. А вот песня о Соколе, песня «смелых и сильных духом» , вызывает у автобиографического героя прилив бодрости, желание жить и постичь тайны мира.
Оценки Сокола у автора и старого Рагима совпадают. Изергиль, как романтическая героиня, считает, что главное в жизни — любовь к людям. Поэтому она осуждает крайний индивидуализм в Ларре и восхищается безграничной любовью к людям в Данко. По мнению старухи, ее собственная жизнь похожа на жизнь Данко, ибо она тоже посвятила свою жизнь любви клюдям. Но автобиографический герой оценивает Изергиль иначе: ее любовь к людям совсем иного рода, чем любовь Данко; ее красивые рассуждения о подвигах так и остались рассуждениями; в ней есть черты и Данко, и Ларры.
Подводя итог, следует отметить, что образ автобиографического героя присутствует в каждом из анализируемых рассказов. Хотя этот герой всегда остается в тени, явно почти не проявляет себя, можно утверждать, что он является главным героем, так как на нем «держится» весь «внешний» рассказ. Автобиографический герой выполняет несколько функций: через его восприятие читатель видит стариков и окружающий пейзаж; молодой путешественник слушает легенды; он дает последнюю оценку героям легенд и самим рассказчикам. Автор вызывает уважение у стариков, хотя он не всегда соглашается с ними.
Анализируемые рассказы являются романтическими и по художественным приемам, и по идеям. Автобиографический герой из множества людей, встречающихся ему во время странствий, выбирает и описывает неординарных, интересных для него своей немещанской жизненной позицией. Автор вместе с рассказчиками восхищается силой и красотой Лойко и Радды, Данко и Сокола, но он понимает однобокость романтического мировоззрения стариков, которое заманчиво выглядит в легенде, но плохо приспособлено к реальной жизни.
Поэтому автобиографического героя можно назвать единственным реалистическим персонажем в ранних рассказах Горького.
Образ автора в ранних рассказах М. Горького