Образ автора в романе «Исповедь Клода»
Философия Клода несложна и напоминает внутренний мир юного Золя. Общественную программу ему заменяет моральная концепция, заимствованная у Мишле. Выдвигая в романе мотив связи с продажной женщиной, автор как бы противоречит проповеди чистого семейного счастья у любимого философа, а также собственным морально-эстетическим требованиям и планам. Но эта видимость расхождения уничтожается тем, что Золя приписывает своему герою понимание любви, вычитанное из книг Мшиле, которыми сам он увлекался в 1859-1860 гг. Порабощенный своей позорной, унизительной
Его преследует «ненасытное желание девственности», «постоянная мысль о возвышенной нетронутой еще чистоте», стремление к «вечной» телесной и духовной близости, основанной на взаимном доверии и понимании.
В самом падении Клод сохраняет чистоту и душевное благородство. Сцены необоснованной ревности, мучительных и ненужных терзаний, издевательств над любовницей, заполняющие чувство Октава, занимают незначительное место в романе Золя, главным образом во второй мелодраматической
Мне страшно»,- говорит Клод. «Все мое существо невыносимо страдает при мысли о том, что она может уйти от меня: я боюсь пустоты. Потеряв ее, я потеряю семью, все свои привязанности, все, что еще удерживает меня на земле. Господи, не дозволяй ей оставить меня сиротой».
Цель произведения, несмотря на откровенность физиологических деталей, по замыслу Золя, должна была оставаться чистой и поучительной.
Подражая «учительству» Мишле, Золя хочет с помощью истории Клода открыть глаза своим друзьям, двадцатилетним юношам, помочь им извлечь урок из его «потерянной юности и разбитой любви». Он утверждает, что решился издать эту рукопись «во имя правды и всеобщего блага». В противовес большинству романтических «дневников волнений страдающего сердца» Золя заканчивает роман моральным возрождением героя, уезжающего на родину, чтобы «почерпнуть новую молодость» в «широких просторах», в «жгучем чистом солнце».
«То была, братья, утренняя заря»,- символически звучат заключительные слова романа.
Центральной проблемой произведения сам Золя, очевидно, считает «падение и искупление»: кризис романтического отношения к миру, возвращение к жизни, борьбе, груду и вместе с тем кризис нравственный — падение и исцеление героя, в мишлеанском смысле.
Жизнь богемы, поэтические мечтания и одиночество, пылкая любовь и частые измены,- все это слишком обычные темы в романтической да и в реалистической литературе тех лет. Конечно, прежде всего вспоминается Мюрже. Но аналогия не устанавливается. Золя, как и Валлес, объявляет поход против слащавой поэтической идиллии, созданной певцом парижских мансард.
Но если Валлес показал преимущественно социальную и бытовую трагедию почитателей «свободного» искусства, то Золя разоблачает их опоэтизированную в литературной традиции мораль.
Клод, соединившись с Лоране, обольщает себя надеждой на ее нравственное возрождение. Он не один раз вспоминает Дидье, совершившего чудо очищения куртизанки и признавшего Марион де Лорм своей женой у подножия эшафота. Но ни обстоятельства, ни, главное, сама Лоране не способствуют такой развязке.
Реально выписанная обстановка нищенского существования в четырех стенах нетопленного чердака делает невозможным разрешение вопроса в романтическом плане.
Ново и необычно для литературной традиции образа изображение «падшей». Лоране не обладает секретом Флер де Мари, сохранившей в своем падении нравственную чистоту. В ней нет и следа неотразимой прелести Марьон де Лорм, лукавого очарования Манон Леско. Автор не захотел окружить ее ореолом фанатической чувственности или социального трагизма, лишил ее черт душевного благородства, украшающих Пышку и Мадемуазель Фифи, не оставил ей даже животной красоты и простого человеческого добродушия.
Образ автора в романе «Исповедь Клода»