Образ богатыря в русском народном эпосе
Образ богатыря в русском народном эпосе
1.Богатырские сила и возможности.
2.»Народный нравственный кодекс» и жестокость.
3.Негласное право богатыря.
«Былины — жанр монументальной народной поэмы, сюжеты их отличаются масштабностью, величавостью изложения, тщательностью поэтической разработки» — так пишет об этом жанре В. Путилов. Такая же величавость изложения и масштабность наблюдается и в образах главных героев былин. В центре произведения, как правило, образ богатыря. Только ему под силу спасти княжество от
Так какими же особенностями обладают эти герои? «Богатырство воплощает понятие народа о его собственных героических силах и возможностях», — замечает В. Путилов.
Ведь только Илья Муромец мог один справиться с черной силушкой. «Усмотрел под городом Черниговом — /Нагнано там силушки черным черно как черна ворона… /Притоптал он силу-рать великую» . Удаль молодецкая и необыкновенные возможности видны и в образе Добрыни: «Ударил он змею было по хоботам,
Так, черниговские жители предупреждают Илью Муромца, чтобы тот не ездил прямой дорогой: «Прямоезжая дорожка заколодела, /Заколодела дорожка, замуравела, /Замуравела дорожка ровно тридцать лет». Но старый казак Илья Муромец выбирает именно прямоезжую дорогу. Так же поступает и Добрыня, который не слушает наказ матери: «Ты не езди-тко на гору Сорочинскую, /Не топчи-тко там ты малых змеенышей, /Не выручай же полону там русского, /Не куплись-ко ты во матушке Пучай-реке…» «Богатыри служат общенародному делу, защищая государства, отстаивают справедливость, помогают слабым», — пишет В. Путилов.
Заметим, что, не принимая во внимание советы народа, богатыри в то же время служат и отстаивают именно их интересы.
Илья Муромец открывает прямую дорогу на Киев. А Добрыня добивается обещания от Змея: «Мне-ка не летать да на Святую Русь, /А не брать же больше полону да русского, /.Не носить же мне народу христианского». В образе богатыря сказители собирали все положительные качества.
Здесь соседствуют такие на первый взгляд полярные понятия, как сила и доброта, ратные подвиги и нравственное начало. Илья Муромец не обижается на слова князя Владимира и не хвалится своею силою, а говорит со-вершенно спокойно: «А теперь Соловей-разбойничек на твоем дворе, /На твоем дворе да на моем коне, /У правого стремечка приковано». Русским богатырям просто несвойственно ставить свою силу на первое место. Главным в данном случае выступает добро, которое они излучают. Совмещение подобных качеств ставит богатырей подчас ближе именно к народу.
Так, старый казак Илья Муромец — крестьянский сын.
В былине же о Добрыне прямо указывается на его происхождение: «Я есть роду христианского…» . Может, поэтому богатыри очень близки именно народу, который почитает своих защитников. Именно они воплощают в действительность народные принципы. В их поведении виден «народный нравственный кодекс». Но в былинах встречаются не только добрые и благородные поступки богатырей. Иногда проявляется и не свойственная им жестокость.
Так, например, происходит в былине «Иван Годинович», где жена хочет погубить своего мужа. В итоге, преодолев все неприятности, Иван Годинович просто бесчеловечно мстит Настасьюшке. «Сбивае Настасью о сыру землю, /Отсек у нее губы ведь как сносом прочь…». Также в былинах проявляется и строптивость богатыря, не желание подчиняться общепринятым нормам и взглядам.
Например, Василий Буслаев живет по своим законам, принося тем самым не пользу, а вред окружающим: «Допьяна уже стал напиватися /А и ходя в городе, уродует… /Пошла та жалоба великая…» . Но подобные проявления жестокости и строптивости исследователи объясняют тем, что мы «имеем дело с бытом и нравами далекой древности, с «языческими» нормами отношениями». Несмотря на такие поступки и характеристики, образ богатыря все равно остается идеалом и эталоном поведения. Ведь Настасьюшка хотела погубить Ивана Год
Образ богатыря в русском народном эпосе