Образ Чацкого по произведению И. А. Гончарова
Образ Чацкого по произведению И. А. Гончарова «Мильон терзаний»
Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием.
У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер» . Он искренний и горячий деятель. Чацкий рвется к «свободной жизни»
Всякий шаг, почти всякое слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье, раздраженного какою-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. Он и в Москву, и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье. До других ему дела нет.
Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком «сочувствия живого» , и уехать, увозя с собой только «мильон терзаний» .
«Мильон терзаний» и «горе» ! — вот что он пожал за все, что успел посеять. До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные места врагов.
Но борьба его истомила. Чацкий, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе — и наносит удар всем, но не хватило у него мощи против соединенного врага. Он впадает в преувеличения, почти в нетрезвость речи, и подтверждает во мнении гостей распущенный Софьей слух о его сумасшествии.
Он перестал владеть собой и даже не замечает, что он сам составляет спектакль на бале. Александр Андреевич точно «сам не свой» , начиная с монолога «о французике из Бордо» , — и таким остается до конца пьесы. Впереди пополняется только «мильон терзаний» .
Если бы у него явилась одна здоровая минута, если бы не жег его «мильон терзаний» , он бы, конечно, сам сделал себе вопроc: «Зачем и за что наделал я всю эту кутерьму?» И, конечно, не нашел бы ответа.
Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную. Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком. Чацкий требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться и клеймит позором низкопоклонство и шутовство. Его идеал «свободной жизни» определителен: это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода — «вперить в науки ум, алчущий познаний» … Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого.
И кто бы ни были деятели, около какого бы человеческого дела — будет ли то новая идея, шаг в науке, в политике — на группировались люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета «учиться, на старших глядя» , с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к «свободной жизни» вперед и вперед — с другой.
Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состариться когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия.
Образ Чацкого по произведению И. А. Гончарова