Образ человека на войне в стихах современных поэтов

М. А. Дудин создал проникновенный образ человека на войне, показал сложный, противоречивый мир личности, нарисовал прекрасные картины природы. Военные стихи Дудина, помимо изображения картин жизни, содержат и философское обобщение: Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях. И розовое облако вдали.

Душа моя, когда ж похорошеют Обугленные площади земли?

Философские ноты — это одна из главных особенностей творчества М. Дудина:

А впереди и долг, и рок, Томленье наше. Последней горечи глоток В последней чаше.

Яркий, конкретный образ, открывающий

стихотворение, и преображение его в образ-аллегорию — такова композиция стихотворения «В июле по обочинам…», подчиненная принципу «от частного — к философскому, бытийному»:

В июле по обочинам Проселочных дорог. Иван-да-марья в очи нам Пылает из-под ног. Сияет синью верности И желтизной измен У жизни на поверхности Двух душ единый плен… Новелла-стихотворение — вот один из наиболее любимых жанров в творчестве М. Дудина:

Помолчи, или оплакивай, Или свой осмысли век. На звонок в палате раковой Нажимает человек. А потом, собравшись с силою, Шепчет в ватной тишине: «Помоги, сестрица милая,

Встретить солнышко в окне». Но… к стене с подушки клонится Неживая голова. Вот и все.

Судьба кончается…

Ему близка и тема дороги, ведущей в вечность:

Хотел бы я уйти. За грань любви и горя Земного бытия… Где вечность дует в уши Мелодией иной И примиряет души Нездешней тишиной…

Его поэзия афористична. Строки М. Дудина лаконичны и емки, не перенасыщены тропами — и образны, ярки. Ритмика его классическая, эксперименты с мелодическим рисунком строки ему чужды.

Его поэзия тяготеет к строгости слога Н. А. Некрасова, порой — к философичности М. Ю. Лермонтова.

Творчество Б. Ш. Окуджавы — это эпоха в русской поэзии второй половины XX — начала XXI века. Он соединил в своем творчестве интеллектуально-поэтическое и жанрово-бытовое. По мнению В. В. Агеносова и К. Н. Анкудинова, «любимые герои Окуджавы — «дуэлянты», «красавцы» и «поэты» — не от мира сего».

И это действительно так. Московский муравей — вот собирательный образ всех персонажей лирики Окуджавы. Тот муравей, который захотел создать себе богиню; тот, который красив и мудр, как боги, и грустен, как жители Земли.

Философские мотивы, глубокий психологизм, а также мелодичность интонаций — эти особенности стихотворений поэта сделали многие его произведения песнями, которые он исполнял под гитару. Но Окуджава — не только поэт-песенник, он Поэт в высоком смысле этого слова, прекрасно владеющий словом: его творчество очищает душу, делает человека лучше, добрее, светлее. «На фоне Пушкина снимается семейство…» Все мы, поколение нынешнего столетия, вышли душой из Окуджавы, все мы — «на фоне» Булата Шалвовича…

Подводя итог разговора о творчестве поэтов, хотелось бы отметить черты, свойственные им в целом: естественность, жизненность мотивов и образов, большое внимание военной тематике, стремление к философскому осмыслению жизни и смерти. Разные в художественном отношении, они тем не менее оказались близки в главном: творчество каждого из них — это попытка остановить мгновение, сделать моментальный снимок уходящей, никогда не повторяющейся в своем прежнем качестве жизни. Их творчество — летопись поколения, не входящая, быть может, в тесные рамки официальной исторической хронографии, но раскрывающая душу живого, и слабого, и великого, человека.

Человека! И за это мы, жители XXI века, благодарны им!




Образ человека на войне в стихах современных поэтов