Образ Демона в картине Врубеля «Демон поверженный»

Картина «Демон поверженный» была написана в 1901 — 1902 годах. Несомненно, Врубель хотел создать нечто патетическое и грандиозное, способное потрясти. О замысле этого произведения, по мнению художника, вернее всего судил М. Суздалевский: «Демон — не злой дух, а радужно-крылатый гений человечества, поверженный серостью обыденной жизни; но поверженный на горах, униженный — он остается могуч и верен своим чудным до ослепления мечтам». На выбор сюжета повлияли, конечно, обстоятельства жизни самого художника: нападки критики, которые

в начале XX века были очень острыми, увлечение философией Ницше с его проповедью «сильной личности», первые признаки психического расстройства. Врубель работал над этим полотном с маниакальной исступленностью, по двадцать часов в сутки.

Он считал его главным своим творением, называл иконой. Когда картина была уже выставлена, Врубель ежедневно приходил на вернисаж и дописывал ее. Вот как рассказывала об этом Е. И. Ге: «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное. В это время картину «Демон» перевезли в Петербург для выставки «Мира искусства», и Михаил

Александрович, несмотря на то что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену.

Были дни, когда «Демон» был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота. Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо». Представьте себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла», им созданным, но уже от него отделившимся; представьте, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле. Но, как пишет НАДмитриева, автор замечательной книги о Врубеле, Демон владел уже художником больше, чем он — Демоном.

М. А. Врубель хотел, чтобы его новая картина потрясла зрителей, и она действительно потрясает. Чем? Перед нами не печальный юноша со страдающими глазами, а фантастическое существо с изломанным судорогой полуптичьим телом в россыпи павлиньих перьев. Демон низринут в ущелье среди скал.

Его затопляет лиловый сумрак, сияют лишь вершины гор, сверкают венец на голове и сказочные перья его поломанных крыльев. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом. Демон изломан, но сломлен ли его дух? Нет. Об этом говорит взгляд его страшных, горящих глаз.

В них ярость, гнев, отчаяние. Глядя в эти глаза, невольно вспоминаешь Александра Блока: «Что мгновенные бессилья! / Время — легкий дым! / Мы опять расплещем крылья! / Снова отлетим!.» Как бы вы охарактеризовали цветовую гамму картины? Она сходна с гаммой картины «Демон сидящий».

Чтобы создать феерическое зрелище, Врубель использует самые излюбленные свои цвета: золотой, сумрачно-синий, млечно-голубой, лиловый, розовый. И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, Один, как прежде, во Вселенной Без упованья и любви!. Но если Демон Лермонтова, потерпев поражение в борьбе за душу Тамары, способен на новое зло, то Демону Врубеля уже не подняться никогда: слишком страшно его падение, абсолютно безжизненным кажется нам его деформированное тело. Картина «Демон сидящий», как мы уже говорили, построена на художественных контрастах.

А о каком контрасте задумывается зритель, знающий предысторию картины «Демон поверженный» и рассматривающий ее? О контрасте между замыслом и воплощением. Врубель хотел показать гордую непобежденность Демона даже в падении, но его герой получился ожесточенным, отчаявшимся, разбитым и потому вызывающим жалость и сострадание, а это оскорбительно и для Демона, и для замысла художника. Демоны разные, но в них есть то, что их объединяет, — трагизм.

Души героев полны муки и страданий от одиночества, раздирающих противоречий между неприятием мира и невозможностью его изменить. Конечно, Демон Лермонтова сильно повлиял на Врубеля. Художник создал образы существ могучих, властных, одиноких и всегда неудовлетворенных. И все же Демоны различны. «Печальный дух» Врубеля более человечен, мы не можем представить, чтобы его Демон мог быть подлым искусителем, готовым сеять вокруг себя лишь раздоры, ненависть, злобу, смерть. Поэтому и Демон сидящий, и Демон поверженный вызывают у зрителей понимание, жалость, сострадание, тогда как Демон Лермонтова внушает читателям чувство опасности, страха, неприятия.

Образ Демона волновал творческое сознание художника М. А. Врубеля более двадцати лет. Итогом многолетних размышлений, поисков, титанической работы воображения стали великолепные иллюстрации, замечательные картины, многочисленные наброски. Лишь душевная болезнь и ранняя смерть художника в 1910 году положили конец его демониане.

Некоторые исследователи даже говорят, что именно мучительная работа над образом Демона способствовала расстройству психики Врубеля, ведь «дух ада» коварен: он способен подчинять себе тонкие творческие натуры, отравлять сознание человека. Как бы то ни было, Демон Врубеля, как и Демон Лермонтова, заставляет нас думать о судьбе человеческой души. А еще он приоткрывает нам душу самого художника: всегда мятущегося, неудовлетворенного собой, находящегося в постоянном поиске и обладающего поистине «демоническим» талантом.




Образ Демона в картине Врубеля «Демон поверженный»