ОБРАЗ ДОРОГИ ПУТИ. . Материалы к выпускному сочинению
Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги пути. . По словам А. Блока, » первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».
Дорога — это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов.
А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Образ
Вожатый заинтересовал Петрушу своей незаурядной внешностью и своеобразным языком. Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для освобождения сироты Маши Мироновой. По дороге происходит разговор Пугачева с Гриневым. И Петруша поражается его своей необычностью и стремлением к свободе.
По дороге из крепости Гринев навсегда расстается с Пугачевым, слышит его последние слова, в которых звучат
М. Ю. Лермонтов. Важнейший для лермонтовской лирики образ — образ дороги — получает обобщенное значение в стихотворении «Выхожу один я на дорогу.»: дорога становится символом жизненного пути лирического героя.
Горизонтальное измерение — герой движется вперед по дороге — сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной.
Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».
Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, — это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то явно присутствует другой путешественник — это сам писатель. Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. «Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку…» Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение.
Н. А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». В поэме Некрасова тема дороги является связующей.
Поэт начинает поэму «со столбовой дороженьки», на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога’ лишь иллюстрация жизни, малая ее часть.
Н. С. Лесков. Повесть «Очарованный странник».
Путь героя Лескова, странника Флягина, — это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим.
Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.
М. И. Цветаева. Стихотворение «Над синевою подмосковных рощ.». Странничество для М. Цветаевой имеет особый смысл.
Это и предназначение, и дар. Путь самоотречения, кроткого служения Богу непрост и нелегок. Земные страсти и заботы держат душу в своем плену. И однажды, думается героине, устав от этого плена и отрешившись от всех мирских привязанностей, она тоже встанет не этот путь:
И думаю: когда-нибудь и я,
Устав от вас, враги, от вас, друзья,
И от уступчивости речи русской, —
Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По странной по дороге по калужской.
ОБРАЗ ДОРОГИ ПУТИ. . Материалы к выпускному сочинению