Образ Евпатия Коловрата в «Повести о взятии Батыем Рязани»

Образ Евпатия Коловрата в «Повести о взятии Батыем Рязани» Образ Евпатия Коловрата в «Повести о взятии Батыем Рязани» 1. Батыево нашествие на Рязань. Разрозненность русских князей. 2. Рязанец Евпатий Коловрат. Богатырские черты героя. 3. Битва с татарами.

Падение дружины Евпатия Коловрата. 4. Возрождение испепеленной Рязани — оптимистичный конец повести. Яркое и емкое художественное воспроизведение героической защиты русских земель отразилось в «Повести о приходе Батыя на Рязань», дошедшую в составе летописных документов

XVI века. Повесть славит отвагу и доблесть защитников Рязани: князя Юрия Ингоревича, его братьев Давыда и Глеба и рязанской дружины во главе с Евпатием Коловратом. Все произведение представляет собой образец воинской повести, вобравшей в себя значительные элементы фольклора русского народа.

События 1237-1240 годов, связанные с нашествием монголо-татарских полчищ, получили широкое распространение в воинской исторической повести. Рязанцы потерпели поражение, одна из его причин в феодальной раздробленности русских княжеств, в политике князей, не желающих объединяться. Юрий Ингоревич напрасно взывает к владимирскому

князю, но ни владимирские, ни черниговские князья не пришли на помощь его городу Рязани. Батый захватил Рязань, но русские воины мужественно сражались за свободу Одна из частей повести полностью посвящена прославлению подвига Евпатия Коловрата. Он показан под стать былинным богатырям.

Ему присущи огромная сила, мужество и отвага. «Он живое олицетворение героического подвига всего русского народа, который не может мириться с поработителями и стремится отомстить за поруганную врагом землю», — писал о нем один из исследователей. «Неистовый Евпатий Коловрат», «исполин силою», во время прихода Батыя оказался в Чернигове случайно вместе со своим князем Ингварем Ингваревичем. Узнав о нападении Батыя, Евпатий с «малою дружиной» возвратился в Рязань, когда город был уже разграблен, «государи побиты», погибло множество народа. Евпатий был поражен, увидев эту «картину» смертоубийств и разграбления, он «распалился в сердце своем», снова собрал дружину из тех, кто остался, и пустился вслед за Батыем, «хотяше пити смертную чашу со своими государями равно».

Евпатию удалось догнать Батыя в Суздальской земле, там он обнаружил его станы и напал на них, множество татар погибло. Главное действующее лицо в повести — Евпатий, поэтому на его подвиг переносится подвиг всей его дружины. Евпатий подобен силой и храбростью Илье Муромцу. Он отважно разъезжает по ордынским полкам и бьет их беспощадно.

Когда у него затупился меч, он берет татарский и продолжает битву. Испуганные татары стояли, «аки пьяные», они думали, что восстали мертвые. Но татары смогли поймать из рати Евпатия пять раненых человек. Они привели раненых рязанцев к Батыю. Следуя былинным традициям, Батый спрашивает их: «Коея веры ести и коея земли и что мне много зла творите?», и по-былинному же рязанцы ему отвечают: «Веры христианския есве, храбри есми великаго князя Юрия Ингоревича Рязанского, а от полку Евпатия Коловрата».

Батый испугался и послал своего шурина Хостоврула против Евпатия. Евпатий оказался сильнее татарина, он одерживает победу в поединке. «Евпатий рассек Хостоврула на пополам до седла и начал сечь силу татарскую и многих нарочитых богатырей батыевых побил». Но Евпатий все-таки погиб, его убили лишь из стенобитных орудий, такой нечеловеческой силой он обладал. Тело Евпатия татары принесли Батыю, который тот час послал «по мурзы, и по князи, и начата дивиться храбрости, крепости и мужеству рязанского господства». «Мы со многими царями во многих землях, на многих бранех бывали, — заявляли татары, — а таких удальцов и резвецов не видали, ни отцы наши не возвещали нам. Сии бо люди — крылаты, и не имеют смерти».

Так, даже враги уважают Евпатия за храбрость, силу. Батый поступил благородно: он отдал тело рязанца Евпатия его дружине и выразил уважение к погибшему: «Аще бы у меня такой служил, — держал бы его против сердца своего». Автор повести — истинный патриот: он не только оплакивает потерянную независимость Рязани, но и испытывает гордость за ее людей. Именно эта гордость, сознание бесценных качеств русского народа и составляет характернейшую черту «Повести». «Один бьется с тысячей, два с тьмою «т. е. с десятью тысячами»», — говорит о рязанцах автор повести.

Защитники Рязани погибли, но нанесли огромный урон войскам Батыя. Рязань показана как центр Русской земли, потому что события, изображенные в ней, выглядят в повести как кульминация русской истории. Захват Рязани — это ра сплата за отсутствие единства в русских князьях, за их ссоры и нежелание помогать друг другу. Это повесть о настоящем русской земли.

Похвала роду рязанских князей — это похвала минувшему, былому могуществу и благоденствию не только Рязани, но и всей Русской земли. Повесть заканчивается повествованием о возрождении и обновлении русскими людьми сожженной врагом Рязани. Такой финал свидетельствует об оптимизме, живучести, стойкости русского народа, его несокрушимой вере в возможность избавления от монголо-татарского ига.

Образ Еваития — обобщенный образ всего русского народа, все лучшие качества русичей собраны в этом мужественном, стойком, сильном человеке. Даже враги уважают такого противника, сломить его так и не удалось никому.




Образ Евпатия Коловрата в «Повести о взятии Батыем Рязани»