Образ Евпатия Коловрата в «Повести о взятии Батыем Рязани»
Образ Евпатия Коловрата в «Повести о взятии Батыем Рязани» Образ Евпатия Коловрата в «Повести о взятии Батыем Рязани» 1. Батыево нашествие на Рязань. Разрозненность русских князей. 2. Рязанец Евпатий Коловрат. Богатырские черты героя. 3. Битва с татарами.
Падение дружины Евпатия Коловрата. 4. Возрождение испепеленной Рязани — оптимистичный конец повести. Яркое и емкое художественное воспроизведение героической защиты русских земель отразилось в «Повести о приходе Батыя на Рязань», дошедшую в составе летописных документов
События 1237-1240 годов, связанные с нашествием монголо-татарских полчищ, получили широкое распространение в воинской исторической повести. Рязанцы потерпели поражение, одна из его причин в феодальной раздробленности русских княжеств, в политике князей, не желающих объединяться. Юрий Ингоревич напрасно взывает к владимирскому
Ему присущи огромная сила, мужество и отвага. «Он живое олицетворение героического подвига всего русского народа, который не может мириться с поработителями и стремится отомстить за поруганную врагом землю», — писал о нем один из исследователей. «Неистовый Евпатий Коловрат», «исполин силою», во время прихода Батыя оказался в Чернигове случайно вместе со своим князем Ингварем Ингваревичем. Узнав о нападении Батыя, Евпатий с «малою дружиной» возвратился в Рязань, когда город был уже разграблен, «государи побиты», погибло множество народа. Евпатий был поражен, увидев эту «картину» смертоубийств и разграбления, он «распалился в сердце своем», снова собрал дружину из тех, кто остался, и пустился вслед за Батыем, «хотяше пити смертную чашу со своими государями равно».
Евпатию удалось догнать Батыя в Суздальской земле, там он обнаружил его станы и напал на них, множество татар погибло. Главное действующее лицо в повести — Евпатий, поэтому на его подвиг переносится подвиг всей его дружины. Евпатий подобен силой и храбростью Илье Муромцу. Он отважно разъезжает по ордынским полкам и бьет их беспощадно.
Когда у него затупился меч, он берет татарский и продолжает битву. Испуганные татары стояли, «аки пьяные», они думали, что восстали мертвые. Но татары смогли поймать из рати Евпатия пять раненых человек. Они привели раненых рязанцев к Батыю. Следуя былинным традициям, Батый спрашивает их: «Коея веры ести и коея земли и что мне много зла творите?», и по-былинному же рязанцы ему отвечают: «Веры христианския есве, храбри есми великаго князя Юрия Ингоревича Рязанского, а от полку Евпатия Коловрата».
Батый испугался и послал своего шурина Хостоврула против Евпатия. Евпатий оказался сильнее татарина, он одерживает победу в поединке. «Евпатий рассек Хостоврула на пополам до седла и начал сечь силу татарскую и многих нарочитых богатырей батыевых побил». Но Евпатий все-таки погиб, его убили лишь из стенобитных орудий, такой нечеловеческой силой он обладал. Тело Евпатия татары принесли Батыю, который тот час послал «по мурзы, и по князи, и начата дивиться храбрости, крепости и мужеству рязанского господства». «Мы со многими царями во многих землях, на многих бранех бывали, — заявляли татары, — а таких удальцов и резвецов не видали, ни отцы наши не возвещали нам. Сии бо люди — крылаты, и не имеют смерти».
Так, даже враги уважают Евпатия за храбрость, силу. Батый поступил благородно: он отдал тело рязанца Евпатия его дружине и выразил уважение к погибшему: «Аще бы у меня такой служил, — держал бы его против сердца своего». Автор повести — истинный патриот: он не только оплакивает потерянную независимость Рязани, но и испытывает гордость за ее людей. Именно эта гордость, сознание бесценных качеств русского народа и составляет характернейшую черту «Повести». «Один бьется с тысячей, два с тьмою «т. е. с десятью тысячами»», — говорит о рязанцах автор повести.
Защитники Рязани погибли, но нанесли огромный урон войскам Батыя. Рязань показана как центр Русской земли, потому что события, изображенные в ней, выглядят в повести как кульминация русской истории. Захват Рязани — это ра сплата за отсутствие единства в русских князьях, за их ссоры и нежелание помогать друг другу. Это повесть о настоящем русской земли.
Похвала роду рязанских князей — это похвала минувшему, былому могуществу и благоденствию не только Рязани, но и всей Русской земли. Повесть заканчивается повествованием о возрождении и обновлении русскими людьми сожженной врагом Рязани. Такой финал свидетельствует об оптимизме, живучести, стойкости русского народа, его несокрушимой вере в возможность избавления от монголо-татарского ига.
Образ Еваития — обобщенный образ всего русского народа, все лучшие качества русичей собраны в этом мужественном, стойком, сильном человеке. Даже враги уважают такого противника, сломить его так и не удалось никому.
Образ Евпатия Коловрата в «Повести о взятии Батыем Рязани»