Образ фауста Гете

Иоганн Вольфганг Гете — трагедия «Фауст». Образ двой­ственной, противоречивой личности создает Гете в трагедии «Фауст». С самого начала мы видим глубочайшую раздвоен­ность, внутренний конфликт Фауста. Он говорит своему уче­нику Вагнеру:

Но две души живут во мне,

И обе не в ладах друг с другом.

Одна, как страсть любви, пылка И жадно льнет к земле всецело,

Другая вся за облака Так и рванулась бы из тела.

В этом образе поэт воплотил извечную противоречивость человека, борьбу в нем низменного и возвышенного, природ­ного

и духовного начала. Так, герой Гете — личность яркая, незаурядная, это талантливый ученый, пытающийся отыскать истину. Он не удовлетворен окружающей действительностью, своей деятельностью, пытается обрести смысл собственной жизни. Ради этого он идет даже на сделку с дьяволом, выдер­живает множество испытаний. Однако, испытывая Фауста, Мефистофель невольно способствует духовному развитию героя.

Сомнение представляется Гете необходимым элементом жизни. Дух отрицания не дает человеку «впадать в спячку», порой пробуждает его лучшие внутренние качества.

Но в то же время Фауст — земной человек, душою

его по­рой владеют страсти. И Гете в этой трагедии открывает нам демоническую природу страсти. Отдаваясь ей, человек уже не может принадлежать самому себе. Так, противоречивы чув­ства героя к Маргарите. Это и грубое, чувственное влечение, и ощущение «мира и добра», и порывы возвышен­ной души.

Однако Фауст губит жизнь Маргариты, будучи не в силах отказаться от нее. Так, умирает мать Маргариты, в поединке он смертельно ранит ее брата Валентина. Сама она убивает свою новорожденную дочь, а потом лишается рассудка. Люди осуждают Маргариту на смерть за все ее преступления.

В ночь перед казнью Фауст открывает ее темницу. Но она отказывается бежать. Ее речи полубезумны, правда в них смешана с бредом.

В этой сцене героиня Гете напоминает нам Офелию из шекспировского «Гамлета». Преступление Маргариты очевидно. Но, остава­ясь верной своей любви, она, по мысли автора, заслужила прощение высшего суда. В финале первой части мы слышим голос: «Спасена!»

Таким образом, в трагедии философскому осмыслению подвергается сама природа человеческой души, сосущество­вание в человеке добра и зла.




Образ фауста Гете