Образ Фомы и Назара в драме Тараса Шевченко «Назар Стодоля»
В своем творчестве Тарас Шевченко раз за разом обращался к историческому прошлому своего народа, искал там ответы на острые проблемы современности. Особое восхищение у художника вызвала эпоха казачества своей героикой, свободолюбивыми настроениями. Поэтому и показывал ее часто в своих произведениях как образец жизни, достойной человека, утверждая необходимость борьбы против самодержавно-крепостнической системы, которая унижала национальное достоинство, калечила личность. Драма «Назар Стодоля» мысленно переносит читателя в Украину
Положительные персонажи драмы не мыслят будущего без свободы, в которой они видят высшее проявление счастья, потому что корысть и эгоизм расчетов Фомы Кичатого, полковника, Стехи они воспринимают как предательство интересов своего народа, его славных традиций. Например, для Фомы Кичатого главное — «слава и почет, и червонцы». Сам о себе он говорит так: «Разве говорить об огне, так и лезть в огонь? Или как о чернобровой сироте,
Женись не на черных бровях, не на карих глазах, а на хуторе и мельницах, так и будешь человеком, а не дураком». Именно поэтому он настойчиво уговаривает Галю выходить замуж за нелюбимого и ненавистного ей полковника, восхваляя его, а во взаимоотношениях между Галей и Назаром стремится посеять недоверие. С такой позиции сотник и объясняет свои дела и поступки. Своей подлостью он вызывает просто омерзение. Не считается даже со слободской общиной, приказывает челяди гнать в затылок девушек и парней, которые придут колядовать.
Еще своевольнее он по отношению к Гале. «Это же мой ребенок, мое добро, следовательно, моя и сила над ней. Я отец, я царь ее «, — самовластно заявляет Фома.
Подлому и корыстному Фоме Тарас Шевченко противопоставляет Назара, Галю, Гната. Они полны чувства собственного достоинства, вызывают симпатию и уважение своей решительностью и настойчивостью в борьбе за свое счастье. Как же ведет себя Назар, когда понимает, что Фома Кичатый и его, и Галю обманул? Он во всем, как и подобает настоящему казаку, показывает степенность, уважение к традициям, старшим и одновременно предельное достоинство, бескомпромиссность, страстность: «Люди добрые, — обращается Назар к людям, убедившись в лицемерии Фомы, — когда вы не оглохли, так послушайте.
Он меня называл своим сыном, а я его своим отцом, и он это слышал тогда, а сегодня оглох. Где же его правда? Или честный он человек? Истинный ли?».
Как видим, Назар не мыслит свободы без чести и совестливости. Свобода для него не может быть запятнана бесчестьем. Иначе свобода — не свобода, честь — не честь, счастье — не счастье.
Они тогда теряют свои смысл и прелесть.
Читая драму Тараса Шевченко, волнуясь и переживая вместе с героями, мы снова убеждаемся, что настоящие свобода и счастье никогда не даются легко, а приобретаются в тяжелых испытаниях, преодолеть которые могут только сильные люди.
Образ Фомы и Назара в драме Тараса Шевченко «Назар Стодоля»