Образ главного героя в романе Зегерс «Седьмой крест»
Образ Георга-первый у Зегерс образ коммуниста, данный развернуто, в комплексе поступков и внутреннего развития. В воспоминаниях его друга, Франца Марнета, Зегерс дает его предысторию: обыкновенный паренек из рабочей семьи, учился на механика, остался без работы, любил футбол, ухаживал за девушками, то и дело меняя свои привязанности… Но в его характере Зегерс выделяет две черты, органическую потребность в труде и неудовлетворенность жизнью, стремление к чему-то значительному.
Он обретает себя в рядах партии, воспитавшей из Георга стойкого
Развитие образа Георга, закалка его характера, воли продолжаются на страницах романа в трудных испытаниях побега. Рассказ о том, что происходит с Георгом в пути, сопровождается показом его внутренней жизни. Иногда это связные мысли, иногда — обрывки мыслей, воспоминаний, впечатлений, мечты о любимой, сны, внутренние беседы с друзьями. Временами его охватывает страх, «точно рука, сдавившая
Но чувство неразрывной связи с партией, с товарищами по борьбе питает и поддерживает в нем волю к победе, и он побеждает приступы страха, принимая быстрые и правильные решения.
Исторически перспективным началом проникнуто в романе и изображение простых людей. В романе их много. Среди них есть такие, кто примирился с фашизмом, воспринял фашистские идеи, утратил человеческий облик.
Но рядом с ними Анна Зегерс рисует тех, кто остался людьми. В семье Георга есть ней только Гейни, младший брат Георга, сделавшийся нацистом, но и старший брат, готовый помочь Георгу. В деревне не только парни-штурмовики, но и крестьяне, для которых труд-«главное, а участие в облаве на беглецов — позор.
Незнакомый шофер подвозит Георга на грузовике, незнакомый врач делает Георгу перевязку, незнакомый учитель помогает ему перебраться через Рейн, незнакомый священник, найдя его! одежду в церкви, не заявляет в гестапо, а сжигает ее.
Одни образы этого плана даны в романе эпизодически, другие вновь и вновь появляются перед глазами читателя. На протяжении романа читатель несколько раз встречается с бывшей женой Георга Элли, с ее отцом, обойщиком Меттенгеймером, с учеником сельскохозяйственного училища Фрицем Гельвигом, с рабочим Паулем Редером. Зегерс прослеживает пробуждение в них самостоятельной мысли, критического отношения к фашизму, сознания ответственности за судьбу Георга.
В каждом из них это происходит по-своему. В Элли — через любовь к Георгу; в Меттенгеймере — из чувства протеста против полицейской слежки за ним, старым и уважаемым человеком; в Гельвиге — из юношеского восхищения личностью смелого беглеца, в судьбе которого для этого подростка есть что-то романтическое; в рабочем Пауле Редере прежде всего возрождается заглушенное было’ чувство пролетарской солидарности.
Анна Зегерс показывает не только результат, но и самый процесс этих внутренних сдвигов. Она фиксирует самый момент рождения нового в человеке, того нового, что, быть мо-жет, перевернет его жизнь. Показ героя изнутри, передача его мыслей и неосознанных душевных побуждений сочетается при этом со щедрым использованием пейзажа, внешних деталей, которые Анна Зегерс делает соучастниками переживаний человека, бросая на них отсвет человеческих чувств.
Это создает психологический подтекст, явственно ощущаемый читателем.
В «Седьмом кресте» эстетическое новаторство метода социалистического реализма утверждает себя со всей яркостью и полнотой. Та мера в соотношении судьбы человеческой — судьбы народной, которая была достигнута в романе «Седьмой крест», означала не только новый уровень мастерства, но и новое качество содержания: здесь художественно уравнены история и человек в их значении и воздействии друг на друга. В романах «Восстание рыбаков», «Спутники», «Путь через февраль» судьба человека представляла интерес главным образом как частичка судеб истории, — в «Седьмом кресте» связи личных судеб с судьбой народа нерасторжимы.
Сюжет романа особо это подчеркивает, но при этом становится видимой и особая роль, особая ценность человеческой личности. Человек, его сущность, его нравственные возможности, степень его зависимости от среды, от различного рода условий и внешних влияний — все это важно и значительно и само по себе, и потому, что история делается людьми.
Вспомним, что в романе Фаллады «Волк среди волков» состояние мира рисовалось как хаотическое. Зегерс демонстрирует кажущийся порядок в гитлеровском государстве. Известный советский литературовед Т. Мотылева пишет: «Бегство семи заключенных из лагеря Вестгофен происходит в октябре 1937 года. В мире развертывается много драматических, волнующих событий.
В самой Германии, напротив, все тихо, господство фашизма стало привычны», стабильным. Одни раздавлены, другие притерпелись, третьи довольны. Не только образ голубоглазой Лени, но и облик страны в целом, казалось бы, непоправимо искажен, обезображен диктатурой варварства.
Но с таким выводом Анна Зегерс не хочет мириться».
Сквозь бесчеловечный порядок, установленный Гитлером, писательница прочерчивает пути возможного движения к истинно человечным общественным отношениям. Выявляя антифашистский потенциал в немецком народе и доказывая реальность его гражданской активизации, Анна Зегерс утверждает тем самым неотвратимость революционного движения истории.
Образ главного героя в романе Зегерс «Седьмой крест»