«Образ Гобсека»
Повесть «Гобсек» занимает Особое место среди других произведений Оноре Бальзака. Это один из величайших произведений писателя. Центральный образ произведения — ростовщик Гобсек.
Биография Гобсека, которую Бальзак вводит в сказ, раскрывает жизненную основу его философии. Философия Гобсека — своеобразный итог его личного жизненного пути. Он был моряком, морским торговцем, объехал весь мир, видел далекие и экзотические страны.
Его развитое сознание, не присущий ему из детства, объясняется тем, как много он видел на протяжении
Он прошел через все, чтобы накопить свое богатство: имел связь с корсарами, был причастен к американской войне за независимость, страдал от голода, прошел через смертельную опасность, несколько раз терял и снова приобретал богатство. Возможно, поэтому сначала Бальзак и назвал свою повесть «Опасности распущенности». Именно под таким названием повесть полностью вышла в апреле 1930 года в первом томе «Сцены частной жизни». Первая глава ее была издана немного раньше, в феврале 1930 года, под названием «Ростовщик».
Изменялись названия, но характер бальзаковского персонажа остался неизменяемым.
«Папаша
И если оставить в стороне его финансовые принципы и философские взгляды на природу человеческую, что ими он обосновывается свое ростовщическое мировозрение, я глубоко убежденный, что вне этих дел он честнейший человек во всем Париже».
Мировосприятие Гобсека формировалось под влиянием реальной жизни. Его высказывания говорят о глубине этого мировосприятия и подтверждают, что его интеллект значительно перевешивает интеллект тогдашней аристократии.
Освещая отсталость дворянства, его ограниченность, Бальзак показывает Гобсека, который держит в своей памяти целые тома с библиотеки. Он постиг и основы современного ему общественного порядка, утверждая, что везде идет борьба между бедняками и богатеями. Но двадцатилетние мыканья по миру сделали его равнодушным ко всему, кроме золота. Он потерял веру в моральные ценности.
Поэтому Гобсек бездушный. Он уверен, что из «всех земных благ» есть лишь одно достаточно надежное — золото. А из всех человеческих чувств он признает лишь инстинкт самосохранения.
Из скептицизма вырос социально-политический нигилизм, так как Гобсек осуждает всех тех, кто беспокоится за своими близкими. Он усматривает смысл лишь в борьбе бедняков и богатеев, уверенный, что эта борьба бесконечная, и потому считает, что лучше быть эксплуататором, чем эксплуатируемым. Речь Гобсека подчеркивает бедность его философии относительно собственного достоинства, ведь человек, способный лишь на унизительные чувства, не способная даже на самоуважение, не говоря уже об уважении со стороны других людей.
Печальный и конец Гобсека. Рассказ завершается описанием его ужасного амбара и страшной смерти Гобсека. Его страсть к денег, его скупость, стремление к наживе привели к патологической мании все присваивать.
Многолетняя активность в обогащении оказалась бесплодной, ведь оставить накопленное оказалось никому. Даже добрую память окружающих о себе он не оставил. Все человеческое в его натуре съела жадность к обогащению.
Ведь на протяжении целой жизни он брал взятки и разрабатывал новые финансовые аферы.
«Гобсек был ненасытным удавом этого большого предприятия. Каждое утро он получал свою дань и осматривал ее, словно министр какого-нибудь набоба, который решает, или подписать кому-нибудь помилование, или нет. Гобсек принимал все, начиная от корзины с провизией от какого-нибудь бедняка и кончая пачками свечек от людей скупых, брала посуду от богачей и золотые табакерки от спекулянтов.
Никто не знал, куда делились все эти подарки, приподнятые старому ростовщику. Все приносили к нему, но ничего оттуда не выносили». Только после смерти ростовщика это станет понятным. Не поняло лишь то, чем руководствовался человек, накапливая такое богатство.
Воистину такая жизнь и можно назвать еще одной человеческой комедией, о которой поведал Оноре Бальзак на страницах своих произведений. Итак, повесть «Гобсек» хотя и есть отдельным законченным произведением, тем не менее, связанная с другими повестями и романами писателя, которые вошли уже в первое издание «Человеческой комедии». Связанна тем, что имена персонажей встречаются в других произведениях, и тем, что сюжетно перекликается с романом «Отец Горио».
Наверное, и не может быть иначе, ведь каждая человеческая жизнь имеет множество незримых ниточек, которые связывают его с жизнью других людей и жизням целого общества.
«Образ Гобсека»