Образ Гобсека: типичное явление того времени
Повесть «Гобсек» входит в состав первого раздела «Человеческой комедии» , в которой Бальзак создал галерею самых типичных образов своих современников разного социального статуса и разных профессий. Повести «Гобсек», как и всем произведениям великого романиста, присуща многоплановость. Это дает возможность писателю в пределах небольшого произведения как можно шире и как можно глубже охватить изображаемую действительность, показать проявления страшной власти денег в разных слоях буржуазного мира.
Эта безобразную власть
Великий реалист, Бальзак изображает и мир, и человека в действии, в движении, в динамике. Имя центрального персонажа этого произведения — ростовщика Гобсека — стало нарицательным. Но именно в его образе О. Бальзак не только изобразил типичного ростовщика, а ярко воссоздал особый психологический тип человека, который живет лишь одной страстью — корыстолюбием
Деньги — вот единственная цель, единственная любовь Гобсека.
В одном из черновых вариантов повести Гобсек был чуть ли не образцом доброты и сердечности. Но писатель понял, что пасмурная буржуазная действительность не знает добродетельных ростовщиков, и переработал произведение. Характерно, что именно тогда, когда повесть стала жизненно правдивой, буржуазная критика подняла шум, якобы Гобсек, который дошел до маразма, — просто выдумка Бальзака.
Но в том и заключается сила великого реалиста, что даже изображая исключительные явления, он убедительно доказывает: они — неминуемое следствие законов буржуазного мира. В образе Гобсека обобщены черты частнособственнической психологии, доведенные до логического завершения.
Вот жизненная философия Гобсека: «Что может удовлетворить наше «я», наше тщеславие? Золото! Потоки золота.
Чтобы удовлетворить наши прихоти требуется время, нужны материальные возможности и усилия. В золоте все это есть в зародыше, и оно на самом деле дает все». Для Гобсека не существует никаких удовлетворений, кроме осознания наличия своего богатства. Когда-то дерзкий, жестокий корсар и работорговец Гобсек, став ростовщиком, превратился в тихого, внешне совсем не примечательного человечка, хотя на самом деле был тайным властителем буржуазного Парижа.
Гобсек фанатически любит золото. «В золоте воплощены все человеческие силы… — говорит он. — А жизнь? Разве это не машина, которую приводят в движение деньги?..
Золото — вот духовная суть настоящего общества». Гобсек знает весь Париж. Он пристально следит за богатыми семьями, чтобы в критический для них момент коршуном упасть на их богатство. Были ли у него другие черты?
Из-за яркости главной черты, его жизненного сверхзадания, их почти незаметно. «Это был человек-автомат, который каждый день заводили», — пишет о нем Бальзак.
Гобсек — этот ходячий вексель — человек незаурядного ума. Он ловкий, бесстрашный и даже способен делать философские обобщения относительно природы общества, анализировать его движущие силы. Знает он и психологию людей. Чтобы сделать вывод о всевластности золота и создать собственную философию, тоже нужно уметь мыслить. Итак, он умный человек, но его страсть оказывается сильнее, чем ум.
Власть золота, о которой он столько твердил, делает своей жертвой самого Гобсека, он сам себе создает ловушку. Осознав силу денег в обществе, где кипит неугасимая «борьба между бедными и богатыми», Гобсек приходит к выводу, что лучше давить самому, чем терпеть притеснения других, и, завязываю петлю на мешке с золотом, ощущает себя настоящим властителем мира. Этот своеобразный философ вырастает в глазах честного адвоката Дервиля в романтизированный символ власти золота.
Но Бальзак-Реалист снимает с него романтический ореол, показывая, что жадность накопления приводит к потере здравого смысла. Что может быть абсурднее смерти от голода посреди бесчисленного богатства? Но вопреки абсурдности, смерть главного героя является логичной: Гобсека убивает собственная же идея о всевластности золота и его непревзойденная самоценность.
Он настолько боялся потерять свое богатство, что уничтожил его в физическом понимании: дорогие ткани, посуда, картины — все испортилось, так как было закрыто в каморке и этим богатством ни один человек не пользовался. Этот намеренный внешний абсурд — естественное завершение подобного отношения к жизни. Сурово и безжалостно осуждает Бальзак жажду накопления и собственно процесс обогащение человека.
Ни Гобсеку, ни другим золото не приносит счастья.
И пусть образ Гобсека — предельный случай, он свидетельствует, к чему приводит путь корыстолюбия. «Есть ли у этого человека Бог?» — риторически спрашивает другой герой произведения — Дервиль. Да, есть: это Мамона, иначе говоря — деньги. Служению этому идолу подчинена жизнь Гобсека.
Автор знакомит читателя с жизнью многих других персонажей, наделяя каждого четкой не только психологической, но и социальной характеристикой, т. е. предоставляя им черты, присущие целым социальным группам общества. В повести развернута галерея социальных портретов: аристократы разного сорта — от респектабельной семьи Гранлье до великосветского бандита Максима де Трая и ростовщиков Жигонне и Вербруста, которые готовы, как и Гобсек, поживиться там, где пахнет жареным. Есть, в конце концов, и люди из народа — трудолюбивая Фанни и сам Дервиль, выходец из буржуазной мелкой среды.
Все симпатии писателя на стороне этих последних, о чем свидетельствует красноречивое сопоставление: с одной стороны — трудолюбивая и чистая Фанни и ее муж Дервиль — честный труженик, лишенный мелочных предрассудков и фальшивого самолюбия, а с другой — блестящая красавица, графиня Анастази Ресто, которая разоряет своего мужа и детей ради любовника — духовного урода с ангельским лицом.
История семьи Ресто иллюстрирует ужасную силу денег, которые уничтожают родственные связи и побуждают к преступлениям: графиня, будто воровка, рыскает в бумагах умершего мужа, тело которого еще не остыло. Обычаи семьи Ресто типичны для французского общества времен Реставрации. Закономерности общественной жизни раскрываются в случае Гобсека, являющимся все же таки романтическим героем, который живет одной страстью: характер и поведение Гобсека крепко связаны с обстоятельствами, — он лишь с большей мерой концентрации выражает типичное явление времени.
Образ Гобсека: типичное явление того времени