Образ и суть трагедии Печорина в романе «Герой нашего времени»
Герой и время. В названии романа два опорных, ключевых слова: герой и время. Оба они важны, ибо только в их сочетании проясняется мысль автора. Конечно, Печорин поступил жестоко по отношению к Максиму Максимычу, проявив равнодушие при встрече. Но при этом можно вспомнить жестокость горцев, жестокость контрабандистов.
Дело не в одном Печорине. Сама действительность жестокая и бесчеловечная. Время порождает такого героя, но герой, в свою очередь, объясняет время.
Семантика слова «герой» не однозначна. Так называют главное действующее
Подвигов Печорин не совершает, но свою эпоху представляет и, действительно, очень отличается от окружающих. «Наше время», упомянутое Лермонтовым в заглавии, наложило свою неизгладимую печать на Печорина. Еще в 1829 г. в юношеском стихотворении «Монолог» Лермонтов писал:
…К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем?..
Эти слова можно было бы поставить эпиграфом к роману. В них
Разве он не готов ценою жизни и счастия купить эту веру, для которой еще не настал час его?». Но если нет веры, то тогда пропадает представление о ценности самой жизни. Печорин не останавливается и перед таким выводом: «Что ж? умереть так умереть!
Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уже скучно».
Печорин ощущает свои большие возможности, «силы необъятные» и догадывается, что было ему «назначение великое», но так и не знает, зачем он жил и для какой цели родился. В раздумьях Печорина возникает любимый лермонтовский образ паруса. Мы, знающие стихотворение, догадываемся о подтексте дневниковой записи героя романа: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится… и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус…» А паруса все нет…
Лермонтов сочувствует Печорину, но одновременно критически подходит к своему герою, наделенному индивидуалистическим сознанием. И это также находит отражение в системе образов. Ни его любовь, ни дружба никому не приносят счастья.
В основе характера Печорина лежит то же противоречие, которое Белинский отмечал в лирике Лермонтова: безверие в жизнь и чувства человеческие при жажде жизни и избытке чувства.
Подлинный Масштаб личности Печорина становится яснее при сопоставлении его с Грушницким. В романе сопоставляются подлинный драматизм переживаний и имитация, глубокий и откровенный самоанализ и фальшивость «массового» романтизма, ставшего распространенной модой, мучительные поиски своего места в жизни и поза, игра в «разочарованность». Лермонтов тонко разоблачает мнимый, поддельный характер романтизма Грушниц-кого. Настоящий романтический герой всегда отделен от «толпы» своей исключительностью. Солдатская шинель и делала Грушниц-кого в глазах Мери непохожим на других, интересным.
Он же мечтает быть офицером, то есть стать таким же, как все. А Печорин и в обычной офицерской форме действительно необыкновенный и незаурядный человек.
И все же художественная логика событий в романе приводит к тому, что Грушницкий оказывается жертвой, а Печорин — убийцей. Антитеза: Печорин — Грушницкий оказывается сложнее, чем это обычно представляется. Не случайно сам герой романа с горечью размышляет о странной роли, выпавшей на его долю: разрушать чужие надежды, быть палачом или предателем…
Печорин Вовсе не стремится сознательно причинить кому бы то ни было зло; нередко он даже действует из самых лучших побуждений. Тем не менее объективно он оказывается носителем некоего злого, демонического начала. Грушницкий — юнкер, т. е. дворянин, добровольно начавший службу в качестве рядового с тем, чтобы, прослужив определенный срок, быть произведенным в офицеры. Княжна Мери думала, что Грушницкий, напротив, разжалован из офицеров.
Сложное соотношение социальной обусловленности поведения человека и его психологии все более и более интересовало Лермонтова. Проблема эта включала в себя напряженные размышления о свободе воли, об индивидуальной. ответственности человека за свою жизнь и жизнь других людей, а вместе с тем и попытку разобраться в философском вопросе о роли случая как проявления фатальной предопределенности. С этой точки зрения становится понятным, почему лермонтовский роман оканчивается главой «Фаталист».
Образ и суть трагедии Печорина в романе «Герой нашего времени»