Образ и характер Аркадия Павлыча Пеночкина в рассказе Бурмистр

Таким же гнусным злодеем и тираном оказывается и другой помещик — Аркадий Павлыч Пеночкин из рассказа «Бурмистр». По внешнему облику он ничем не похож на старозаветного Мардария Аполлоныча: он молод, был офицером в гвардейском полку и вращался в высшем обществе; он изящен и щеголеват, считается «…одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов… губернии». Но за этими чертами «культурного» дворянина обнаруживается тот же самовластный крепостник.

Недаром дворовые люди у него смотрят угрюмо, исподлобья: каждому

из них за малейшую неисправность грозит наказание вроде того, что ожидает лакея Федора за неподогретое вино. Выразительно нарисованы его приезд в Шипиловку, когда «тревожное волненье» распространяется по всему селу, и встреча с жалобщиками, которых он, не выслушав как следует, сразу обвиняет в грубости и пьянстве, называет бунтовщиками. Только присутствие постороннего человека заставляет его воздержаться от немедленной расправы с крестьянами, замученными его бурмистром Софроном.

Образ Аркадия Павлыча Пеночкина — один из самых сильных в книге Тургенева по своему обличительному значению. В. И. Ленин использовал

этот образ в борьбе против современных ему дворян-либералов, прикрывавших лживыми фразами о «гуманности» свою крепостническую сущность. В статье «Памяти графа Гейдена» Ленин писал о Пеночкине:

«Перед нами — цивилизованный, образованный помещик, культурный, с мягкими формами обращения, с европейским лоском. Помещик угощает гостя вином и ведет возвышенные разговоры. «Отчего вино не нагрето?» спрашивает он лакея. Лакей молчит и бледнеет.

Помещик звонит и, не повышая голоса, говорит вошедшему слуге: «Насчет Федора распорядиться».

…Тургеневский помещик тоже «гуманный» человек… по сравнению с Салтычихой, например, настолько гуманен, что не идет сам в конюшню присматривать за тем, хорошо ли распорядились выпороть Федора. Он настолько гуманен, что не заботится о мочении в соленой воде розог, которыми секут Федора. Он, этот помещик, не позволит себе ни ударить, ни выбранить лакея, он только «распоряжается» издали, как образованный человек, в мягких и гуманных формах, без шума, без скандала, без «публичного оказательства…».

И после выхода в свет «Записок охотника» Тургенев продолжал обличать несправедливость крепостнического строя. В 1852 году, сидя под арестом за статью, посвященную памяти великого сатирика-реалиста Гоголя, он написал рассказ «Муму». В этом рассказе, известном вам по школьной хрестоматии, ярко изображена печальная судьба немого богатыря, красавца Герасима. По капризу вздорной и своевольной барыни, его сначала оторвали от родной земли, от близких, а затем лишили и единственной радости, которую внесла в его одинокую жизнь умная и ласковая собачонка Муму.

Герасиму особенно тяжело потому, что он, привыкнув покоряться господам, сам, своими руками топит Муму.

Тургенев, сохранивщий на всю жизнь вражду к крепостному праву, и позднее обращался к изображению русской жизни эпохи крепостничества. Глубоко правдивые картины ее он нарисовал и в повести «Пунин и Бабурин» и в другой повести — «Старые портреты», написанной в 1881 году, за два года до смерти писателя. С искренним сочувствием и душевной болью рассказана в ней трагическая история веселого кучера Ивана Сухих.

Добродушнейшее существо, балагур и потешник, искусный плясун, Иван попадает к новому владельцу, человеку жестокому и мучителю. Он не может примириться со своей горькой участью и, доведенный до крайности, убивает злодея-барина. «Ивана схватили, судили, присудили к кнуту, а потом на каторгу. Попал в рудники веселый, птицеобразный плясун — да и исчез там навеки,..» — такими грустными словами заканчивает Тургенев свой рассказ.




Образ и характер Аркадия Павлыча Пеночкина в рассказе Бурмистр