Образ и характер Грибовникова в Без вести пропавший пиита анализ Некрасов

Обращение автора сборника «Мечты и звуки» к прозе можно объяснять по-разному. Несомненно, определенную роль сыграло здесь первое поражение Некрасова-поэта. Но важнее другое: самое время требовало прозы, а не стихов, стихи непременно ассоциировались с романтической культурой, они противостояли тому пафосу «дела», что стал господствующим в русской литературе 1840-х годов.

Пушкин уже в начале 1830-х годов ощутил кризис той великой стихотворной культуры, высшим воплощением которой было его творчество.

Время требовало «прозы»,

и она вошла в позднюю поэзию Пушкина и тематически и стилистически. Не случайно и то, что в тридцатые годы поэт все больше обращается к собственно прозе — от «Повестей Белкина» до «Капитанской дочки» .

Поэзия в 30-40-х годах прошлого века уходит с авансцены литературного процесса. Характерно и обилие эпигонов, к неровности поэтов одаренных, и невнимание читателей к творчеству великого поэта — Баратынского. Пожалуй, лишь Лермонтов смог преодолеть трудную для поэзии ситуацию.

Проза теснила поэзию — Некрасов стал прозаиком, в этом проявился и вынужденный расчет, и чуткость к запросам времени, и, быть

может, далекий прицел — не сослужит ли проза службу будущей поэзии?

Показательно, что героем одного из первых некрасовских прозаических сочинений стал поэт, как иронически гласит заглавие этого рассказа — «Без вести пропавший пиита». Иван Иванович Грибовников — поэт, пишущий во всех возможных родах и жанрах, является в Петербург, дабы покорить его своими творениями. Горькой иронией веет от этого сюжета, хорошо знакомого сочинителю.

Автор смеется над нелепыми виршами Грибовникова. смеется и над самим нелепым честолюбцем. Но за этим смехом, достаточно безжалостным, мы не можем не расслышать чего-то более серьезного; в комической форме Некрасов исповедовался в собственных литературных грехах, смеясь над бездарным графоманом, он отчасти смеялся и над самим собой. Веселый рассказ навевает грустные размышления, особенно если приглядеться к фигуре рассказчика, того, к кому пришел со своими стихами и прочими сочинениями кандидат в великие поэты.

«Плотно завернувшись в шинель, дрожащий от холода, я лежал на ковре, разостланном посредине моей квартиры, и размышлял о средствах достать чернил. Мне нужно было непременно написать одну статейку, на которой основывались все надежды моего бедного желудка, в продолжение трех дней голодного». Вот она — реальность, жизни литераторской, ее-то и испугается Грибовников, от нее-то и бросится бежать, сопровождаемый хохотом читателей рассказа и строгой улыбкой автора.

Но куда деться от нее другому герою — рассказчику? Если в Грибовникове Некрасов гротескно заострил свой облик в пору приезда в столицу, то в этом персонаже он вывел себя нынешнего. В отличие от Грибовникова рассказчик не может убежать от словесности, он будет разводить ваксу на чернила и писать статьи, за которые получит гроши. Для него литература — работа, замены ей нет, и от-говаривает Грибовникова от литературной деятельности не только потому, что жалеет незадачливого графомана.

Он-то понимает, что литература требует не «призвания», о котором лепечет Грибовников, но реальной отдачи. Он-то знает, что неудачи ждут не только графоманов, но и людей одаренных; для него фарс, разыгрывающийся с Грибовниковым, стал трагедией… Впрочем, последнее слово выпадает из тональности Некрасова.

Образ героя — рассказчика рисуется тоже не без иронии, словно проступают в нем время от времени черты его собеседника, словно хочет сказать автор, что всякий человек, посвятивший себя литературе» в конечном счете романтический безумец.

Счастливый финал рассказа, где авторская ирония становится нескрываемой, подтверждает ту же мысль. В конец затравленного кредиторами рассказчика выручает словно с неба свалившийся добрый дядюшка. Искусственность такой развязки нарочита и звучит как насмешка над мечтой о легком избавлении от житейских невзгод.

Источники:

    Некрасов Н. А. Избранная проза/ Сост., послесл. и комм. А. С. Немзера; Ил. М. Ф. Петрова.- М.: Правда, 1985.-480 с., ил.

Аннотация: Проза Н. А. Некрасова — яркое и характерное явление русской литературы XIX века. В повестях и рассказах, включенных в настоящий сборник, автор с присущим ему своеобразным юмором, занимательностью рисует широкую панораму российской действительности прошлого столетия. В предлагаемое издание включены такие произведения, как «Макар Осипович Случайный», «Капитан Кук», «Петербургские углы» и т. д.




Образ и характер Грибовникова в Без вести пропавший пиита анализ Некрасов