Образ и характер Онегина по роману Евгений Онегин
При всей широте тематики роман «Евгений Онегин» — это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века, перед декабристским восстанием 1825 года. Основная тема его — передовая личность в ее отношений к дворянскому обществу и народу. Эту тему Пушкин и раскрывает в образах представителей прогрессивной дворянской интеллигенции — Онегина, Ленского и Татьяны.
Назвав свой роман по имени одного из героев, Пушкин тем самым подчеркнул центральное положение среди них Евгения Онегина.
Онегин
Рисуя образ своего героя, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании, о жизни в петербургском «свете».
«Забав и роскоши дитя», Онегин получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера. Он был воспитан в духе аристократической культуры, оторванной от национальной и народной почвы.
Растлевающее влияние «света» еще более удаляло Онегина от народа. Онегин ведет типичную для «золотой молодежи» того времени жизнь:
Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года, в годы усиления реакции, в годы господства аракчеевщины.
Хандра и скука овладели Онегиным. Покинув светское общество, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло: у него не оказалось призвания и привычки к труду, сказалось его барское воспитание. Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной.
Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.
Пытается Онегин заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:
Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил. . .
Но вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им.
Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество.
Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких интересов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет связь с людьми.
Спасти от «душевной пустоты» не смогли Онегина и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком: любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину ее натуры и ее чувства к нему. Он убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые он испытывал после получения вызова на дуэль.
Он испугался «шепота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких.
В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни. Он «начал странствия», по и это не рассеяло его.
Возвратившись в Петербург, он встретил Татьяну замужней женщиной, женой своего родственника и друга. В нем вспыхнула к ней любовь, по Татьяна разгадала себялюбие, лежавшее в основе его чувства к пей: он опять не понял глубины ее запросов.
Сценой свидания Онегина с Татьяной роман заканчивается.
О дальнейшей судьбе Онегина ничего не говорится. Однако Пушкин думал продолжать роман. Осенью 1830 года он писал десятую главу, в которой собирался рассказать о возникновении первых тайных обществ декабристов.
Но по цензурным условиям он не смог бы ее напечатать; более того, и хранить ее у себя было опасно. И Пушкин той же осенью сжег написанное. В бумагах поэта сохранились лишь немногочисленные разрозненные кусочки начальных строф главы.
Как думал Пушкин развернуть действие в X главе? Привел ли бы он Онегина в общество декабристов? Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том, что, по словам поэта, «Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов».
Но насколько точно это свидетельство, неизвестно.
В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещенного дворянина, который сложился в России в 20-е годы XIX века и был широко известен в годы, последовавшие за разгромом декабристов. Онегин — типичный представитель этой просвещенной части дворянской интеллигенции,, которая критически относилась к укладу жизни дворянского общества и к правительственной политике. Эта дворянская интеллигенция избегала служить царизму, не желая встать в ряды Молчалиных, но она стояла и в стороне от общественно-политической деятельности. А такой путь, хотя и являлся своеобразным протестом против общественно-политического строя, неизбежно обрекал на бездейственность, на отход от народа, на замыкание в узкий круг эгоистических интересов. Это закономерно приводило таких людей к «душевной пустоте», лишало их жизнь высокой цели, положительной программы.
Белинский прекрасно сказал об Онегине и тем самым о людях такого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется, но он… очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».
Отсутствие положительной программы обрекает Онегина на бездействие. Герцен справедливо сказал о нем:
«…Юноша не встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбия. И однако в этом-то обществе он осужден жить, так как народ еще более от него отдален… нет ничего общего между ним и народом…»
Образ Онегина обладает огромной обобщающей силой. «Факт тот, что все мы — более или менее Онегины, раз только мы не предпочитаем быть чиновниками или помещиками»,- говорил Герцен. Типичность Онегина была настолько сильна, что с этого времени, по словам Герцена, «каждый роман, каждая поэма имела своего Онегина, т. е. человека, осужденного на праздность, бесполезного, сбитого с пути, человека, чужого в своей семье, чужого в своей стране, не желающего делать зло и бессильного делать добро, не делающего в конце концов ничего, хотя и берущегося за все, исключая, впрочем, двух вещей: во-первых, он никогда не становится на сторону правительства, и, во-вторых, он никогда не умеет стать на сторону народа».
На образе Онегина Пушкин показал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени,- искания в отрыве от общества и от народа. Пушкин сурово осудил этот путь героя-индивидуалиста, делающий его общественно бесполезным, «лишним» человеком.
Образ и характер Онегина по роману Евгений Онегин