Образ и характер Пелагеи Ниловны Власовой в романе Мать
Роман называется «Мать». Тем самым Горький подчеркивает особую важность для понимания идейного значения романа образа матери Павла Власова — Ниловны. На примере ее жизни Горький показывает читателю тот путь, которым многие рабочие шли к революции.
В этом — глубокое обобщающее значение образа Пелагеи Ниловны Власовой.
В начале романа Ниловна — запуганная, забитая женщина, «…Заколочена душа наглухо, ослепла, не слышит…
Вся душа обросла страхом», — говорит она.
Горький рисует те условия, которые создали
Узнав, что ее сын принимает участие в революционной борьбе, она снова чувствует страх; но одновременно в ней пробуждается и неясное сочувствие к сыну, к его товарищам, к их делу. Незаметно, долгие годы копилось в ней глухое, смутное недовольство жизнью.
В своей работе «Что делать?» В. И. Ленин писал, что в рабочем движении «…»стихийный элемент» представляет из себя, в сущности, не что иное, как зачаточную форму сознательности» Шаг за шагом прослеживает Горький, как Ниловна постепенно начинает осознавать несправедливость окружающей жизни, как она узнает в разговорах сына и его товарищей свои собственные смутные мысли и чувства, «думы и чувства дальней молодости».
Вначале ее испугали слова о ненависти и борьбе и особенно безбожие сына и его товарищей, но мать «уже многое понимала из того, что говорили они о жизни, чувствовала, что они открыли верный источник несчастья всех людей…» Постепенно разрушается и ее религиозность; она начинает понимать связь церкви, попов с царской властью, с угнетателями. После ареста сына и обыска в доме Ниловна видит сон: у священника в церкви исчезает риза, и на лице появляются «седые, строгие усы». «Взять их! — вдруг крикнул священник, останавливаясь посреди церкви…» В этом сне отразились мучившие Ниловну мысли о боге, о церкви. Поняв связь церкви с угнетателями, Ниловна не может сохранить в душе прежнюю веру. «Она встала и, не умываясь, не молясь богу, начала прибирать комнату….
Вспомнив, что еще не молилась, она встала перед образами и, постояв несколько секунд, снова села — в сердце было пусто».
Постепенно Ниловна прозревает, начинает уяснять радость сознательного отношения к жизни, «…лучше мне стало жить, — говорит она Андрею Находке. — Все больше я сама себя вижу…» Мать втягивается в революционную деятельность, начинает помогать сыну, и не потому только, что он ее сын, — она понимает величие борьбы за освобождение народа, которой сын ее отдает все свои силы.
Ниловна становится смелой женщиной, участницей революционной борьбы, спокойно делает она свое опасное дело. «По нескольку раз в месяц, переодетая монахиней, торговкой кружевами и ручным полотном» зажиточной мещанкой или богомолкой-странницей, она разъезжала или расхаживала по губернии с мешком за спиной или с чемоданом в руках. В вагонах и на пароходах, в гостиницах и на постоялых дворах — она везде держалась просто и спокойно, первая вступала в беседы с незнакомыми людьми, безбоязненно привлекая к себе внимание своей ласковой, общительной речью и уверенными манерами бывалого, много видевшего человека».
Когда Ниловна заметила следующего за ней по пятам шпиона, она в последний раз почувствовала, что «ее настойчиво сжимает враждебная сила, давит ей на плечи и грудь, унижает ее, погружая в мертвый страх…
Тогда, одним большим и резким усилием сердца, которое как бы встряхнуло ее всю, она погасила все эти хитрые, маленькие, слабые огоньки, повелительно сказав себе: «Стыдись!., Никто не боится».
Страх, которым обросла вся ее прежняя жизнь, страх, рождавший покорность, был побежден теперь навсегда. К ней пришло мужество — основа борьбы и победы.
А Так на примере жизненной истории Ниловны Горький показал, как простая женщина — мать рабочего — освобождается от старых предрассудков, убеждается в правде социализма и становится в ряды борцов за освобождение народа. От стихийного чувства недовольства жизнью, которое испытывала Ниловна в начале романа, она приходит к сознанию необходимости революционной борьбы и вместе с сыном становится в ряды борцов с самодержавием и капитализмом. В этом был основной смысл романа, почему Горький и на-звал свою книгу «Мать»:
Тема материнства проходит через весь роман, и разрешена она в сравнении с тем, как это было у предшествовавших Горькому писателей, по-новому. До Горького чувство материнской любви рисовалось в литературе только как чувство личной, родственной близости матери к сыну. Горький показал, что чувство родственной близости в Ниловне неизмеримо выросло, углубилось, облагородилось. именно потому, что мать прониклась революционными идеями сына, стала служить той же великой и благородной цели — освобождению народа. Близость матери и сына стала не только личным, кровным, родственным чувством — она получила новый глубокий смысл благодаря единству революционного сознания и революционной воли двух борцов за общее дело: матери и сына.
Горький рассказывает, как после суда отцы и матери с новым чувством уважения и гордости смотрят на своих сыновей, которые «смело и бесстрашно» говорят «о возможности другой, хорошей жизни». А Ниловна, которая уже продолжала дело своего сына, «чувствовала… в себе зарождение большой, светлой радости». Именно в этом величие и новизна чувства материнства Ниловны, вот почему она, по определению Долорес Ибаррури, представляет собой «символ всех пролетарских матерей мира, всех матерей революционеров».
Образ и характер Пелагеи Ниловны Власовой в романе Мать